После национализации Danone и «чеченского захвата» с назначением гендиректором АО «Данон Россия» племянника Рамзана Кадырова Якуба Закриева развала не произошло — скорее, вторая молочная компания страны впала в странное оцепенение, пишет Financial Times.
Участие новых хозяев в управлении пока номинальное, а прежний менеджмент остался управлять реальным производством. Чеченские боссы «действуют как западные MBA, достаточно профессионально и без больших трений — никакого размахивания пистолетами», — сказал изданию член правительственной комиссии по иностранным инвестициям. По его оценке, все вообще «очень дружелюбно», а Danone не кричит на весь мир, что ее обманули, — и не показывает обиду.
Источники газеты в Danone говорят, что Закриев сначала редко появлялся в офисе, а его управленческие обязанности неофициально взял на себя бывший гендиректор Чарли Каппетти. Закриев не уволил никого из прежней команды, хотя и назначил на менеджерские должности несколько своих подчиненных. Впрочем, те опасались что-то сломать в процессах и, по ощущениям, не имеют опыта в бизнесе. В совет директоров вошли трое соратников самого Кадырова.
Тем временем за кулисами Danone продолжает готовить бизнес к продаже, пишет FT. У нее все еще остается надежда получить какие-то деньги за российские активы, если удастся найти покупателя, всесторонне одобренного Кремлем.
Французов можно понять: даже в 2022 году российский бизнес дал Danone около 5% выручки в 27,6 млрд евро, у нее самая большая среди компаний ЕС экспозиция на Россию. После вторжения в Украину Danone сначала решила только свернуть инвестиции, но продолжать производство на 13 фабриках с 7 тысячами работников.
Что мне с этого?
Danone и Carlsberg, уже почти нашедших покупателей, национализировали вместе, но дальше их пути разошлись.
Экс-владелец «Балтики» выбрал «ужасный конец», решив готовить почву для международного суда и отбивать бренды. Carlsberg уже поплатилась за это арестом российских топ-менеджеров, якобы отдавших бренды за рубеж.
Danone, судя по публикации FT, поставила на «ужас без конца» — не ссориться и ждать какой-то компенсации. Власти не раз говорили, что лояльные инвесторы смогут соблюсти свой интерес, а буквально накануне Владимир Путин пообещал, что зарубежному бизнесу «работать с Россией и в России» было и будет выгодно.
Проблема этого подхода в том, что «предварительная» экспроприация активов всегда может превратиться в настоящую. Новый президент и основатель «Балтики» Таймураз Боллоев недавно предложил передать пивоваренную компанию государству, сославшись на срыв переговоров о «финансовых расчетах» с западным владельцем — уже после указа об экспроприации. В Danone чеченское руководство в последние недели обозначило намерение реально контролировать производство, внося изменения в линейку продуктов и маркетинг. «Они пришли не просто потрогать актив», — считает источник FT.
Несомненно, судьба Danone и Carlsberg в фокусе еще остающихся в России компаний. Возможно, некоторые из них свои выводы сделали — сегодня стало известно, что PepsiCo продаст часть своего привлекательного молочного бизнеса «Агрокомплексу» экс-главы Минсельхоза Александра Ткачева.
Danone - не все национализированные йогурты одинаково полезны
Danone даже после «чеченской» национализации имитирует business as usual, Carlsberg готовится судиться с властями. Что продуктивнее, покажет время.