RUCOMPROMAT

Энциклопедия библиотеки компромата

  • Категории
    • Чиновники
    • Власть
    • Интернет
    • Бизнес
    • Общество
    • Криминал
    • Обзоры
  • Лица
  • Организации
  • Места
  • Архив
  • Категории
    • Чиновники
    • Власть
    • Интернет
    • Бизнес
    • Общество
    • Криминал
    • Обзоры
  • Лица
  • Организации
  • Места
  • Архив

Абызов не тому раскрылся

Общество
Гагаринский суд разъяснил, почему изымает у экс-министра 33 миллиарда рублей.
16.11.2020
Оригинал этого материала
Open Media
Гагаринский суд отделил налоговые декларации от антикоррупционных деклараций чиновников. Одно не заменяет другого, говорится в решении суда об изъятии у бывшего министра Открытого правительства 32,54 млрд рублей, полученных от продажи компании СИБЭКО. Решение было принято судьёй Еленой Черныш в сентябре, однако его мотивировочная часть опубликована только сейчас. 

Налоговая декларация не заменяет отчёт в АП 

Конфискации денег требовала Генпрокуратура. Она доказывала, что Абызов с 2012 года скрывал от государства владение пятью кипрскими офшорами, через которые он, будучи членом правительства, незаконно управлял Сибирской энергетической компанией (СИБЭКО), а потом продал её, нарушив запрет на предпринимательскую деятельность и владение иностранными активами для чиновников. 

Российское законодательство, в отличие от советского, не предусматривает конфискации преступно нажитого имущества. Однако возможно изъятие того имущества, происхождение которого чиновник не может подтвердить наличием задекларированных ранее доходов. Появившийся в 2012 году пункт 8 статьи 235 Гражданского кодекса разрешает «обращение по решению суда в доход РФ имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы».

Сам Абызов утверждал, что на протяжении всего времени работы министром заполнял и сдавал в правительство декларации о доходах, но их формат в принципе не предусматривал более подробного описания. Зато от имени принадлежащего ему ООО «Ру-Ком» он подавал в налоговую службу уведомление о контролируемых иностранных компаниях, и как раз в ней раскрывались все данные об офшорах. Таким образом государство было осведомлено о его имуществе. 

Однако Гагаринский суд решил, что направление уведомлений о контролируемых иностранных компаниях не имеет отношения к государственной службе и не является предусмотренной антикоррупционным законодательством формой отчётности для служащего о своём имущественном положении. 

Суд напомнил про конституционный принцип разграничения властей. ФНС осуществляет функцию по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, отмечается в решении, но в её компетенцию не входит проведение в отношение налогоплательщиков антикоррупционных проверок, оценка обстоятельств прохождения ими государственной службы и соблюдения соответствующих запретов. Проверка деклараций лиц, замещающих госдолжности, осуществляется Управлением президента по вопросам противодействия коррупции. Что касается установленной формы справок, она не ограничивает перечень организаций, об участии в которых подотчётные лица обязаны сообщать, от них требуется предоставление полной информации о всех видах участия в коммерческих организациях и фондах, подчёркивается в решении суда. 

Ошибка нерезидента

Замгендиректора «Трансперенси Интернешнл» Илья Шуманов убеждён, что разделение налоговой и антикоррупционой деклараций является чисто формальным. Эксперт отмечает: сообщить о том, что министр является контролирующим лицом иностранной компании, было очень большой ошибкой Абызова и его юристов. Не сделал бы он этого, и вероятность наступления неблагоприятных последствий была бы минимальна, считает эксперт: подтвердить всю цепочку владения через существующие инструменты обмена информацией с иностранными правоохранительными и контролирующими органами практически невозможно, а тут владелец сам взял её и раскрыл. 

Формально, напоминает эксперт, закон об амнистии капиталов гарантирует защиту от уголовного преследования лицам, раскрывающим информацию о контроле за иностранными компаниями. Но на эти гарантии наложился статус Абызова как чиновника, и в итоге он всё-таки оказался фигурантом уголовного дела. На самом деле идеальная модель раскрытия — это именно налоговая декларация, убеждён Шуманов, как, например, в США. «Непонятно, зачем вообще нужно было дополнительно придумывать параллельную систему раскрытия сведений, которые по факту и так есть у налоговой», — рассуждает эксперт. 

«Инструмент владения и управления»

В решении также говорится, что суд руководствовался положениями главы 4 ГК РФ, согласно которым участие лица в коммерческих организациях может реализовываться как через обладание их акциями и долями, так и через иные формы, в т. ч. вхождение в исполнительные и коллегиальные органы управления обществами (наблюдательный совет, съезд, конференция либо другой представительный орган), или через иные возможности определять решения, принимаемые такими обществами". 

В случае Абызова зарубежные организации, опосредующие его связь с кипрскими компаниями, не были самостоятельными, а использовались «в качестве инструмента владения и управления конечным активом», отмечает суд. 

Такая схема владения акциями использовалась Абызовым «для сокрытия своего участия в организациях-ответчиках и сохранения фактической возможности в неподотчётном порядке определять их решения, в т. ч. по отчуждению зарегистрированного на них имущества, не представлять информацию о своём фактическом имущественном положении работодателю и другим уполномоченным органам». 

Всё нажитое непосильным трудом

Еще один аргумент защиты заключался в том, что изъятию не подлежат доходы и имущество, заработанные чиновником до поступления на госслужбу: акции энергетических компаний принадлежали Абызову до его прихода в правительство. 

Однако с этими доводами суд также не согласился. Сами акции не являлись предметом исковых требований, говорится в решении. Но антикоррупционное законодательство запрещало Абызову заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами, пользоваться иностранными финансовыми инструментами и скрыто ими владеть, «то есть совершать все те действия, в силу которых он достиг запрещённого результата в виде обогащения себя и подконтрольных ему лиц». Суд ссылается в том числе на данные «прослушки» и другие материалы, которые подтверждают: уже будучи министром, Абызов принимал активное участие в судьбе подконтрольных компаний, используя для решения вопросов свои связи в регионе и правительстве. 

При этом изъятию в доход государства подлежит не разница между ценой продажи и рыночной стоимостью на момент прихода Абызова на госслужбу, а весь доход от продажи акций, считает судья Черныш, цитируя упомянутый пункт 8 статьи 235 ГК. Согласно трактовке судьи, изъятию подлежит имущество в целом, независимо от того, что в какой части затраты на его приобретение могли быть произведены из законных доходов. 

«Правая рука не знает, что делает левая»

По мнению адвоката Абызова Юлия Тая, такое решение — «расправа чистой воды», а обвинение в несоблюдении правил декларирования абсурдно. Абызов с 2008 года уведомлял ФНС о том, что является конечным бенефициаром СИБЭКО, а администрация президента обладает полномочиями для того, чтобы получить любые данные в случае, если проводит проверку. Принцип разделения властей не сводится к тому, что правая рука не знает о том, что делает левая, указывает юрист. 

Но даже недостоверная декларация по закону — основание не для изъятия имущества в доход государства, а всего лишь для увольнения, напоминает Тай. Конфискация возможна, если доказано увеличение активов, однако на самом деле их стоимость за время работы Абызова на государство сократилась в два раза. Поэтому коррупционным действием суд объявил сам факт их продажи. 

Такое решение, если оно устоит в вышестоящих инстанциях, опасно абсолютно для всех 870 000 госслужащих Российской Федерации, предупреждает адвокат: оно означает возможность конфискации любого имущества, которое чиновник приобрёл ещё до поступления на госслужбу, а потом продал. 

Адвокат отмечает: ничего из того, что написано в решении, на судебном заседании не обсуждалось, и не удивительно: на исследование 16 томов дела (из которых 1250 страниц — это расшифровка сотен часов «прослушки») судья потратила 13 минут.

Прецедентное решение

Позиция, изложенная в решении Гагаринского суда, может стать прецедентной и в дальнейшем применяться по всем подобным случаям — в частности, когда возникают расхождения между налоговой декларацией и сведениями о доходах и имуществе, согласен адвокат Алексей Мельников. 

Он отмечает, что это довольно редкий случай, когда в решении суда детально описана со ссылкой на доказательства одна из схем, позволяющих чиновникам контролировать активы, в том числе за рубежом. Это, конечно, заслуга не столько суда, сколько ФСБ — против Абызова была использована вся мощь государственной машины, включая обыски и «прослушку». 

Однако, настаивает эксперт, при всём настороженном отношении к институту конфискации имущества, который сам содержит огромные возможности для злоупотреблений, приходится признать: государство вправе определять правила борьбы с коррупцией, и сама цель этой борьбы, безусловно, благая. 

«Мы можем согласиться с Абызовым в том, что эти правила неясны. Но их общая цель и направленность всегда были известны, и сопутствующие риски всегда лежали на чиновнике, — отмечает адвокат. — Поэтому, если в деле Абызова и есть что-то хорошее, то это как раз появление более чётких правил. Осталось только пожелать, чтобы они применялись ко всем без исключения».
Предыдущая статья
Следующая статья
---
Абызов Михаил Администрация президента России РУ-КОМ Сибэко Москва
24.11.2025
Ирине Ясаковой припомнили старые дела
Бывшая коррумпированная вице-президент армейского строительного холдинга "Оборонстрой" была брошена в СИЗО по обвинению в мошенничестве.
21.11.2025
Александр Кибовский сдал государству нечестно нажитое
Генпрокуратура добилась национализации бизнес-империи бывшего коррумпированного главы департамента культуры Москвы.
18.11.2025
Экс-топ-менеджер Росатома захотел повоевать
Осужденный на 12 лет за взятку бывший директор по капитальным вложениям, государственному строительному надзору и государственной экспертизе "Росатома" Геннадий Сахаров планирует отсидеться в прифронтовой зоне.
18.11.2025
Минтранс наказал стрелочников за попил денег на коронавирусе
Руководство ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» село в тюрьму за хищение 50 миллионов рублей.
18.11.2025
Ренат Батыров не увильнул от тюрьмы
Бывший гендиректор технопарка "Сколково" оказался в лапах российской Фемиды по подозрению во взяточничестве.
18.11.2025
Сергея Шойгу спасли от вазы на кладбище
ФСБ якобы предотвратило покушение на секретаря Совбеза РФ с помощью заминированной вазы на Троекуровском кладбище.
18.11.2025
Юрий Шульгин заслушал приговор с безопасного расстояния
Бывший глава "Межрегионсоюзэнерго" встретил приговор в 22 года российской тюрьмы за границей.
13.11.2025
Семья Рамзана Кадырова облюбовала ЦУМ
Родственники чеченского президента возглавили рейтинг клиентов главного люксового магазина России.
11.11.2025
Антон Вайно продал доступ к Путину Сулейману Керимову
Глава кремлевской администрации получал взятки от криминального дагестанского олигарха яхтами, участками земли, деньгами и драгоценностями.
11.11.2025
Анатолий Вороновский брал взятки тем, что давали
Криминальный депутат Госдумы в бытность вице-губернатором Краснодарского края не отличался разборчивостью.
11.11.2025
Владимир Вертелецкий не смог отвертеться от взятки
Бывший начальник управления департамента Минобороны по обеспечению гособоронзаказа (ГОЗ) получил срок.
11.11.2025
Александра Кибовского избавят от материальных последствий работы чиновником
Генпрокуратура намерена изъять имущество на 1 миллиард рублей у коррумпированного экс-министра культуры Москвы.
10.11.2025
Подельникам Василия Бойко-Великого дали срок повторно
Топ-менеджерам банка "Кредит Экспресс" выдали новые срока за растрату и мошенничество.
07.11.2025
В Минпромторге нащупали взяточника
Директор департамента машиностроения для ТЭК министерства промышленности и торговли Михаил Кузнецов задержан по подозрению в коррупции.
05.11.2025
Златкомбанк дотянул до приговора
Суд вынес приговоры топ-менеджерам кредитного учреждения за хищение 1 миллиарда рублей в 2018 году.
03.11.2025
Роснано свело дебет с кредитом
В госкорпорации украли 200 миллиардов рублей, но как точно, пока не известно.
03.11.2025
Игоря Храновского избавили от материальных соблазнов
Суд по иску Генпрокуратуры передал в казну имущество коррумпированного экс-чиновника Минэкономразвития.
31.10.2025
Анатолия Вороновского взяли за жабры
Генпрокуратура направила в разработку коррумпированного бывшего вице-губернатора Краснодарского края и депутата Госдумы.
31.10.2025
В РЖД обнаружили коррупционера
Глава департамента железнодорожной корпорации погорел на 3 миллионах рублей.
29.10.2025
Руслан Горринг скрылся от следствия в прифронтовой зоне
Криминальный бывший первый заместитель главы "Росгеологии" избавился от нового судебного дела по фактам мошенничества.
О проекте (контакты) | Лица | Места | Организации


RuCompromat.Com ® 16+