Письмо, которое нынче обсуждает всё профессиональное сообщество, появилось 15 июня. В нём четыре независимых члена совета директоров компании Владимира Евтушенкова убеждают Владимира Путина немедленно личным участием разрешить спор «Системы» с «Роснефтью». Суть его, напомним, заключается в следующем: госкомпания обвиняет АФК в нанесении ущерба в размере 170,6 млрд рублей. Непосредственным пострадавшим является компания «Башнефть», до 2014 года принадлежавшая «Системе», впоследствии возвращённая в собственность государства и приобретённая «Роснефтью». В настоящее время «Роснефть» пытается через суд истребовать у АФК деньги.
По мнению авторов письма, столь громкий конфликт между двумя крупными российскими бизнес-структурами может ни много ни мало ухудшить инвестиционный имидж РФ в целом. А потому российскому президенту нужно срочно вмешаться в процесс и сказать своё веское слово, дабы положить конец необоснованным претензиям к Владимиру Евтушенкову и его компании. При этом свою позицию независимые директора постулируют как 100-процентно верную. Мол, им виднее! Почему? Да потому что они сами иностранцы и всё про Россию знают лучше. Всего подписантов четверо: Жанно Креке, Роджер Маннингс, Питер Мандельсон и Патрик Кланвильям.
Судиться страшно?
В Кремле на обращение отреагировали довольно коротко, но при этом однозначно.
«Что касается спора «Роснефти» и АФК «Система», то он лежит в судебной плоскости, и, конечно, президент никоим образом не может вмешиваться в этот процесс», – заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отметив, что говорить о каком-то влиянии хозяйственного спора на ивестиционный климат страны было бы неверно. Можно предположить, что Дмитрию Пескову как государственному человеку пришлось собрать в кулак всю свою сдержанность, чтобы не откомменировать ситуацию так, как она того заслуживала. Ведь что получается – группа иностранцев прямо призвала президента России своей волей вмешаться в отправление судебной власти! То есть нарушить Конституцию! Насколько простодушным надо быть, чтобы предлагать такое? Или же иностранные директора «Системы» свято уверены, что ничего необычного они не предложили?
«Если бы с подобной просьбой к руководителю государства обратился кто-то из российских граждан, ещё куда ни шло: мол, пережитки коррупционного мышления, но чтобы просвещённые высокообразованные иностранцы – это слишком! – комментирует доктор экономических наук Никита Кричевский. – Как будто не они долгое время втолковывали нам, неграмотным русским лапотникам, прописную истину о верховенстве права, не они укоряли нас, круглых невежд, в превалировании в России понятийности над законностью, не для них судебные вердикты были финишными чертами любых корпоративных споров! Зарубежные корпоративные функционеры по-прежнему считают нас разбогатевшими по чистой случайности туземцами, а потому обращаются напрямую к вождю…».
В самом деле, высказать своё отношение более откровенно было бы трудно. Впрочем, здесь просматривается и ещё один аспект, на который обращает внимание экономист
Михаил Делягин.
«Высказывая такое публичное недоверие, призывая на помощь президента, АФК всячески показывает «городу и миру», что она в принципе не собирается судиться по закону, что все усилия сосредоточены на том, чтобы путём публичных и закулисных воздействий разрешить ситуацию за рамками формальных юридических процедур. Как минимум если вы публично дискредитируете суд, в том числе в глазах президента, то вы явно не собираетесь в нём судиться?! Это ли не свидетельство того, что правовая позиция «Системы» крайне уязвима?», – полагает он.
Похождения барона Мандельсона
Всё это даже для стороннего наблюдателя выглядит ясным как день. Вот почему у многих сам собой родился вопрос: неужели в «Системе» этого не понимали? Ведь авторы обращения сплошь люди заслуженные, если судить по их биографиям. Жанно Креке в прошлом занимал пост министра экономики Люксембурга, Роджер Маннингс возглавлял российское подразделение аудиторской компании KPMG, Патрик Кланвильям основал консалтинговую фирму Meade Hall & Associates, а Питер Мандельсон был еврокомиссаром по торговле. Что побудило их выступить в столь нелепом виде, который явно бьёт по их профессиональной репутации?
Так можно было бы ставить вопрос, если подходить к оценке события и замешанных в нём персонажей с точки зрения обычной морали. Однако, стоит копнуть чуть поглубже, как становится понятно: на означенных личностях поставить пробу можно, пожалуй, с большим трудом. Ибо нет уже свободного места.
Взять, к примеру, Питера Мандельсона, носящего титул барона Британской империи. В 1998 году он получил пост министра торговли и промышленности. Однако всего пять месяцев спустя Мандельсон со скандалом вылетел в отставку – пресса узнала о том, что политик получил от миллионера Джеффри Робинсона беспроцентный кредит в 337 тыс. фунтов на покупку дома в престижном районе Лондона. Правда, Мандельсон сумел вывернуться и спустя год занял пост министра по делам Северной Ирландии. И что же? Через два года грянул новый скандал – выяснилось, что Мандельсон выдал британский паспорт индийскому бизнесмену, чья деятельность была связана с одним из курируемых Мандельсоном проектов – строительством выставочного центра Millennium Dome.
После этого в правительстве решили, что конфузов уже достаточно, и сослали Мандельсона представлять Великобританию в Еврокомиссии. Но он и тут не бросил прежних привычек. В 2004 году стало известно, что Мандельсон приехал в гости к алюминиевому олигарху Олегу Дерипаске, где оказал ему «некие услуги». Спустя несколько месяцев барон, по всей видимости, пролоббировал ликвидацию 15-процентной пошлины на алюминий. Разразился новый скандал, и Мандельсону пришлось уйти из Еврокомиссии. Правда, без дела он не остался – полезного человечка подхватили в АФК «Система», введя его на должность совета директоров, где, по данным The Times, он получает 325 тыс. долларов в год. Стоит ли удивляться, что теперь Мандельсон называет себя «страстным русофилом»? О страстях барона, впрочем, ходят разные слухи. Так, восемь лет назад радикальные исламисты будто грозили забить Мандельсона камнями, веря в то, что он является геем.
Существует расхожее выражение – «политическая проститутка». Похоже, что в данном случае речь можно вести не о политике, а об экономике. Хотя суть одна: любой, как говорится, каприз за ваши деньги.
Лорд на розовом танке
Не менее интересная биография и у другого «независимого члена» АФК – Патрика Кланвильяма, также носящего титул лорда.
«Он не только член совета директоров «Системы», но ещё глава аналогичного совета директоров нефтесервисной компании Eurasia Drilling Company (EDC), тесно связанной с ЛУКОЙЛом», – комментирует Никита Кричевский. А ведь именно ЛУКОЙЛ так хотел приобрести «Башнефть». Более того, не раз сообщалось, будто руководство «Системы» едва ли не напрямую «сливало» «Башнефть» в интересах ЛУКОЙЛа.
«Несколько лет назад безупречная родословная лорда была подпорчена целой серией больших и малых скандалов, – продолжает Кричевский. – К большим событиям с вашего позволения отнесу инцидент 2015 года с выкупом акций EDC у своих миноритариев по цене 11,75 доллара, тогда как незадолго до этого акции для целей их несостоявшегося приобретения компанией Schlumberger оценили почти в два раза дороже (22 доллара). Тогда миноритарии искали поддержку у независимых директоров, в первую очередь у
Кланвильяма, но почему-то её не нашли». Кстати, Кланвильям, судя по всему, тоже ещё тот оригинал. Так, «Комсомольская правда» сообщала, что лорд однажды попытался въехать в здание госструктуры на танке, выкрашенном в розовый цвет.
В общем, лорд Кланвильям тот ещё кадр. Очень схожий по натуре с бароном Мандельсоном. Эдакий «профессиональный независимый директор». Готовый широко представлять всем желающим свои «эксклюзивные» услуги, как и его коллега, сшибая на этом деньги на постсоветском пространстве. Не знаем, как вам, а нам они очень напоминают Короля и Герцога из романа «Приключения Гекльберри Финна» – двух дельцов-прохиндеев, готовых играть любую роль, чтобы облапошить простачков. Впрочем, что им, сказано же:
«пока живут на свете дураки…».
Что же касается Роджера Маннингса, то он в громких скандалах замечен не был, предпочитая, видимо, зарабатывать деньги. Чем он активно и занимается, одновременно с работой в «Системе» заседая в совете директоров всё того же ЛУКОЙЛа, где возглавляет комитет по кадрам и вознаграждениям. Что можно сказать после всего этого? Видимо, не так уж и не прав Никита Кричевский, предполагая, что неизбежный ущерб деловой репутации подписантов был завуалирован значительной суммой наличности. Впрочем, это внутреннее дело «Системы», как тратить деньги. Главный же вопрос стоит адресовать Владимиру Евтушенкову. Не кажется ли ему, что именно такие пути решения судебных споров и такие «независимые директора» в составе ведущих отечественных компаний как раз и убивают на корню инвестиционный имидж страны?
«Краткое обращение к российским «капитанам бизнеса»: господа, тщательно подбирайте иностранные кандидатуры в свои советы директоров, – резюмирует Кричевский. –
А не то, не ровен час, их публичные обращения сослужат вам плохую службу, бэкграунд в одночасье не рассеивается». К тому же по неосторожности можно попасть под розовый танк. Или небесно-голубой…
АФК ‟Система‟ попросила защиты у Владимира Путина
Независимые члены совета директоров АФК «Система» обратились к Владимиру Путину с просьбой вмешаться в судебный спор, который компания ведёт с «Роснефтью». Эксперты рынка в недоумении: сильнее навредить «Системе», чем этим обращением, было бы трудно. У Владимира Евтушенкова сдали нервы?