Как передаёт корреспондент The Moscow Post, Estate Mall Эмина Агаларова получил нового крупного арендатора для своих гастрономических площадей на Новорижском шоссе. Им станет Даниловский рынок, который занят расширением собственного бренда. Он займет здание площадью около 3 тыс. кв. метров. Сумма сделки при этом не раскрывается.
Estate Mall – собственный ритейл-проект Эмина Агаларова, сына миллиардера Араза Агаларова. Эмин является правой рукой отца и занимает пост первого вице-президента в Crocus Group ("Крокус Групп"), основы семейной бизнес-империи Агаларовых.
"Крокус Групп" управляет коммерческой недвижимостью площадью более 1,5 млн кв. м., а также занимается девелопментом. В портфеле группы - торговые и выставочные центры, океанариум, рестораны, фитнес-клубы. В ее состав входят также подрядные компании, которые в том числе строили ЦКАД и другие крупные объекты с государственным финансированием. Агаларовым приписывают наличие связей среди крупных политиков и чиновников страны.
Акционерами АО "Даниловский рынок" также являются люди, недалекие от государственной службы. Один из них – бывший экс-заместитель главы Минэкономики и экс-заместитель руководителя аппарата Правительства. Еще один совладелец – Инвестиционная компания Ладога, чьим владельцем является управляющий директор по инфраструктурным проектам "Ростеха", бывший заместитель главы МВД РФ Виктор Кирьянов.
Судя по всему, договориться с Агаларовыми об аренде площадей им было несложно. Сами же Агаларовы могли быть только рады возможности поработать с такими влиятельными людьми.
Пир во время убытков
Сейчас "Крокус Групп" испытывает серьёзные финансовые сложности. Агаларовы винят в убытках экономический кризис и антикоронавирусные ограничения, введенные по решению Правительства. В апреле 2020 года Араз Агаларов в интервью РБК сравнивал свой бизнес с тонущим кораблём, а потери Crocus Group из-за мер против распространения COVID-19 оценил в 4 млрд рублей.
Сейчас убытки группы должны быть кратно выше. Ситуация дошла до того, что Агаларовы взяли личные потребительские кредиты в качестве физических лиц, чтобы рассчитаться по своим старым долговым обязательствам со "Сбербанком". Эмин Агаларов занял 100 млн рублей, а также был вынужден продать три дорогих коллекционных автомобиля, о чем сообщал РБК. Какую сумму потребкредита взял его отец, Эмин не уточнил.
При этом состояние Эмина Агаларова не так давно оценивалось всего в $3 млн рублей - сумма, которую многие считают номинальной, учитывая деньги на счетах его отца. В 2020 году Агаларов-старший занял 55-е место в рейтинге Forbes "200 богатейших бизнесменов России" с состоянием в $1,7 млрд.
Трудно поверить, что за год Араз Агаларов обеднел настолько, что был вынужден брать кредит на спасение бизнеса. Тем более, в прошлом коронавирусном сентябре группа объявила, что проведет реконцепцию своего ТРК "Вегас" на Каширском шоссе, а затем и еще двух торговых центров. Стоимость реконцепции одного может составить $10-20 млн.
Не так давно в "Вегасе" произошел скандал, связанный с семьей Агаларовых. Как утверждают авторы сайта "Обалдела", якобы сестра Эмина Агаларова, Сабина, будучи совладелицей части площадей в ТРК, самовольно забрала у своих арендаторов дорогие дизайнерские платья на сумму в 38 млн рублей. Причиной будто бы стали долги арендаторов в размере 2 млн рублей.
На фоне всех этих событий, заявления Араза Агаларова, сравнивающего "Крокус Групп" с тонущим кораблем, воспринимаются со скепсисом. Причина - массивные государственные контракты группы, которые вряд ли позволят кораблю Агаларовых пойти ко дну даже при самом плохом раскладе.
Большие стройки "Крокуса"
Тем более, пандемия принесла Агаларову далеко не только убытки. Практически сразу же он получил два крупных госконтракта общей стоимостью в 1 млрд. рублей на размещение коронавирусных больных в стенах своего "Крокус Холл". Сначала бизнесмен оценивал чистую прибыль в 150 млн рублей, но потом заявил, что работает "в ноль", а его бизнес все также нуждается в поддержке.
Показательна история того же 2020 года, когда "Крокус Групп" Агаларова зашел достраивать Республиканскую клиническую больницу в Крыму - объект, с которым не справилась АФК "Система" Владимира Евтушенкова.
Стартовав в 2017 году, в 2020 году больница была почти закончена, оставалась внутренняя отделка. К тому времени в строительство вложили 10 млрд. рублей, но Агаларов всё равно попросил дополнительные 2 млрд. сверх сметы на уже практически готовый объект.
Зато от другого крупного объекта в Крыму - медицинского кластера в Севастополе, Агаларов внезапно отказался. Как утверждали злые языки, якобы Агаларов не сошелся в сумме возможного отката людям тогдашнего губернатора города Дмитрия Овсянникова, но подтверждения этим слухам нет.
Работал Крокус и на спортивных объектах - и тоже по госконтрактам. Структура занималась строительством стадиона в Ростове-на-Дону к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Тогда недоброжелатели предполагали, что стадион может рухнуть прямо во время игр, намекая на то, что половину стройки могли банально разворовать.
В итоге было возбуждено уголовное дело, но не на генподрядчика "Крокус Интернейшнл", а на чиновников и представителя компании-субподрядчика. Был арестован экс-глава минстроя Ростовской области Николай Безуглов, под следствием оказались учредитель АО "Донтрансгидромеханизация" Валентин Леванов и гендиректор компании Андрей Андросов. Об этом писали "Известия".
Проверки проводились и в отношении замгубернатора области Сергея Сидаша, курировавшего строительную сферу. По версии следствия, субподрядчик в сговоре с чиновниками и другими лицами использовал при благоустройстве стадиона более дешевый песок, чем было предусмотрено в проекте.
Позже выяснилось, что на строительство стадиона было не доставлено бетона на сотни миллионов рублей. Из-за этого забили значительно меньше свай, чем предусматривал проект, что привело к появлению скважин, которые разуплотняли грунт. Ростехнадзором к "Крокус Интернешнл" было подано около 30 исков, об этом писало PASMI (признано иностранным агентом на территории РФ).
Вопросы к "Крокусу" были даже у областных властей. Комиссия региона подавала иск к "Крокус Интернешнл" из-за плохого состояния территории вокруг стадиона (в этом компанию ранее обвинил губернатор Василий Голубев), но суд эти претензии отклонил.
Самый же крупный скандал с бюджетными деньгами связан со строительством дочерней структурой "Крокуса" первого участка ЦКАД (48 км. 12 мостов). Причем изначально при борьбе за контракт Агаларов проиграл конкурс. Но спустя год победитель ООО "Стройгазконсалтинг" по непонятным причинам передал контракт "Крокусу". Ходили слухи, что этого мог добиваться тогдашний глава Минтранса Евгений Дитрих.
Сдать дорогу должны были в 2018 году, но этого не случилось. Не произошло этого и в 2019 году. Более того, возникли новые проблемы. Против бывшего главы "Автодора" Сергея Кельбаха возбудили уголовное дело. Правоохранители посчитали, что тот выдал структурам Агаларова лишний аванс в 2 млрд рублей. Причем строительство к этому моменту даже не началось, а предыдущие транши оказались нетронуты.
Позже госкорпорация "Автодор" подала к "Крокусу" иск на 5,4 млрд. рублей. Суть претензий не раскрывалась, но, как писал РБК, они были связаны именно со строительством ЦКАД. К выводам о том, что "Крокус" и "Автодор" не выполнили своих обязательств, пришли и аудиторы Счётной палаты, проанализировав деятельность госкомпании и частных инвесторов на ЦКАД в 2016-2017 годах. Об этом писал "Коммерсант".
Совсем недавно "Крокус" получил, наверное, один из крупнейших подрядов в своей жизни. За 28 млрд рублей "Крокус" построит первый этап аэропортового комплекса на космодроме "Восточный".
Стремление зайти в новую стройку можно понять. Сейчас "Крокус" находится действительно в тяжелом положении. По итогам 2020 года одна из ключевых структур группы, девелоперская "Крокус Интернешнл", получила убыток в размере 13 млрд. рублей.
При этом вместе с госконтрактом на стройку аэродрома Восточного сумма бюджетных средств, полученных Крокусом, достигает почти 45 млрд рублей. Куда уходят эти деньги, непонятно. И не получится ли с "Восточным" также, как получилось с "Ростов Ареной" и ЦКАД?
Агаларовы кормятся с Даниловского рынка
Агаларовы заходят во всё большее количество проектов, в том числе с государственным финансированием, несмотря на свои же заявления о долгах и тяжелом финансовом положении.