Накануне в Приволжском районном суде Казани стартовал судебный процесс с экс-министром экологии Аглямом Садретдиновым в качестве главного обвиняемого. Ему инкриминируется превышение должностных полномочий, в результате чего почти 6 млн. рублей из бюджета были потрачены впустую. Садретдинов на суде заявил, что все обвинения надуманы, а сам он пострадал из-за безответственности своих подчиненных. Именно они, как заявил «БИЗНЕС Online» адвокат экс-министра, должны были проверить спорный контракт перед тем, как приносить его на подпись Садретдинову, каждые полчаса ставившему «автограф» на «килограммах бумаг».
«ПРИЕХАЛА БРИГАДА, ВОЗВЕЛИ КАРКАС»
В Приволжском районном суде Казани вчера стартовал судебный процесс с участием экс-министра экологии Агляма Садретдинова в качестве главного обвиняемого. Ему инкриминируется превышение должностных полномочий, в результате чего почти 6 млн. рублей из бюджета были потрачены впустую.
Согласно программе природоохранных мероприятий на 2007 год, минэкологии РТ должно было приобрести комплекс для утилизации и уничтожения биоотходов лечебных учреждений и просроченных лекарственных препаратов и построить здание для эксплуатации этого оборудования. Изначально планировалось, что комплекс будет располагаться на территории РКБ, но строительство началось неподалеку от инфекционной больницы. Подрядчиком на выполнение работ стало ООО «Стройкомплект». Между ним и министерством в лице Садретдинова был заключен контракт на общую сумму 7,86 млн. рублей. Подрядчику перечислили 30-процентный аванс — 2 млн. 358 тыс. рублей, строительные работы начались в 2007 году, но здание так и не было введено в эксплуатацию. Как рассказал сегодня в суде свидетель, строение до сих пор не подключено к коммуникациям.
«Приехала бригада, возвели каркас, — рассказал на процессе Денис Барсуков, в то время главный энергетик Республиканской клинической инфекционной больницы. — Пытались прокопать траншею под воду, но не смогли — был уже ноябрь. Коммуникации никакие — водоснабжение, электроснабжение, водоотведение — подключены не были. Сейчас комплекс из себя представляет павильон примерно 7 на 12 метров — каркас металлический, сэндвич-панели».
В здании находится установка по утилизации твердых бытовых и промышленных отходов. Кстати, по документам их должно было быть две. По версии прокурора, у Садретдинова «возник преступный умысел, направленный на сокрытие надлежащего контроля за эффективным использованием бюджетных средств», и он подписал акт о сдаче-приемке выполненных работ, которые свидетельствуют о поставке ООО «Стройкомплект» в министерство двух установок по утилизации твердых бытовых и промышленных отходов на сумму 5 млн. 754 тыс. рублей.
Выслушивая обвинителя, 62-летний экс-министр казался несколько расстроенным и на вопросы судьи или прокурора отвечал не сразу. «Вину не признаю! Это все вымысел!» — в итоге заявил он.
Дело застопорилось из-за того, что подрядчик не предоставил вовремя проектно-сметную документацию, пояснил другой свидетель Алмаз Ахметшин — бывший руководитель департамента охраны окружающей среды министерства. У «Стройкомплекта» не было соответствующей лицензии, и эту работу поручили выполнить ЗАО «Реставрация». В итоге все оказалось сделано в лучших российских традициях — то есть не сделано. «Исполнительница проекта ушла на пенсию, а из министерства им никто не интересовался», — рассказал бывший гендиректор «Реставрации» Равиль Булатов.
Два адвоката, представлявшие интересы Садретдинова, временами бросали на своего подзащитного ободряющие взгляды. Порой и сам он задавал свидетелям достаточно неожиданные вопросы.
«Вы сказали, что проводили выездное совещание, Нуждов (генеральный директор «Стройкомплекта» — прим. авт.) вам показал акт о расторжении контракта, мол, у нас есть расторжение, мы не обязаны выполнять? — уточнил он у Ахметшина. Выяснилось, что такого акта не было, и с «Реставрацией» представители министерства заключили договор только в устной форме.
Рассмотрение дела продолжится завтра. Как пояснил газете «БИЗНЕС Online» заместитель Казанского межрайонного природоохранного прокурора Альберт Хабиров, максимальное наказание за преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 286 УК РФ, «Совершение должностным лицом, занимающим государственную должность действий, выходящих за пределы его полномочий и повлекших нарушение прав и законных интересов граждан», это лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься некоторыми видами деятельности на определенный срок.
Один из адвокатов Садретдинова Равиль Туктаров заявил «БИЗНЕС Online», что считает обвинение необоснованным. «Мой подзащитный поставил свою подпись на документе, где указано, что «Стройкомплект» должен был поставить две установки вместо одной. До него этот акт подписали еще четыре должностных лица. Из них один должен был проверить, другой проконтролировать проверяющего и так далее. Таким образом в результате безответственности некоторых лиц — из них, кстати, никто не понес никакого наказания — пострадал мой подзащитный. А ведь он каждые полчаса подписывает килограммы бумаг и не должен был спускаться в подвалы, контролировать каждый шаг своих подчиненных».
УТИЛИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ И УГОЛОВНОЕ ДЕЛО
Вкратце напомним суть дела, на расследование которого ушло без малого два года. Бывший высокопоставленный чиновник, по данным управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ и сотрудников Волжского межрегионального природоохранного следственного управления СК России, существенно превысил свои полномочия.
Как было сказано в официальном сообщении МВД по РТ, в конце 2007 года между минэкологией и одной из фирм, подконтрольной Садретдинову, был заключен госконтракт. Согласно ему компания должна была поставить министерству комплекс по утилизации и уничтожению биологических отходов, а также отходов лечебных учреждений, просроченных лекарственных препаратов. Вместе с этим построить на территории инфекционной больницы Казани здание, где бы комплекс располагался. Однако фирма закупила лишь одну установку по утилизации «ЭЧУТО 150.03».
— Фирма построила цех по переработке отходов, приобрела частично оборудование, — пояснили тогда газете «БИЗНЕС Online» в пресс-службе МВД по РТ. — Но для полного запуска этого комплекса необходимо было приобрести дополнительно другую часть оборудования, чтобы оно полностью функционировало. Деньги же, 6 миллионов рублей министр решил сам расходовать — сам распределять, на что они будут уходить. Поэтому комплекс так и не был запущен на всю мощность.
Утилизация медицинских отходов — серьезная проблема для Казани, и внедрение этого комплекса позволило бы решить основную задачу — утилизацию жидких и твердых медицинских специфических отходов.
«Министр, зная, что работы по приобретению и поставке данной установки от коммерческой структуры не выполнены, но с целью сокрытия данного факта подписал акт выполненных работ. И распорядился поставить ее на баланс министерства», — рассказал Ростислав Саркисов, начальник отдела УЭБ и ПК МВД по РТ.
После подписания акта министром, деньги были перечислены на расчетный счет компании, уточнил Андрей Петровский — следователь-криминалист природоохранного отдела №6 Волжского межрегионального СУ СК РФ. Название компании правоохранительные органы до сих пор не раскрывают.
ЖЕСТКИЕ ПРОВОДЫ
После того как уголовное дело было возбуждено, газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями к самому Садретдинову, который, как выяснилось, категорически не согласен с предъявленным ему обвинением. На тот момент он работал и.о. директора на мебельной фабрике «Ломжа».
«В программе министерства экологии значилось строительство здания и приобретение оборудования для утилизационного комплекса по переработке медицинских отходов, — заявил он. — Этот тендер выиграла фирма «Стройкомплект», где директор — некто Нуждов. Курировал это строительство Садриев — директор ГУ «Управление материального обеспечения при министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан». Надо было приобрести два утилизатора. Таких объектов очень много было, поэтому за всеми следить невозможно было. По подставным документам по сговору с Садриевым они вместо двух утилизаторов купили один. Эта фирма оказалась фирмой Садриева.
Оставшиеся деньги обналичили и присвоили. Следствием это уже доказано.
В средствах массовой информации не совсем достоверная информация прошла. Как будто бы я перечислил деньги своей фирме. У меня никаких фирм нет и не было, никогда ничего подобного не перечислял! Это тоже доказано. Еще один недостоверный момент — якобы объект был сдан. Ничего подобного! Объект был несданный, недостроенный, государственного акта приема сдачи нет. Никто не подписывал. Эта фирма должна достроить и сдать. Для завершения строительства остаточная сумма — почти 1,9 миллиона рублей — находится в департаменте казначейства нашей республики».
Справедливости ради надо сказать, что этот коррупционный скандал был не единственным для высокопоставленного чиновника. В феврале 2010 года стало известно, что Садретдинов подозревается в причастности к убийству Рашида Садыкова — предпринимателя из Буинска. Садыков — помощник депутата Госдумы РФ, авторитетного предпринимателя Сергея Шашурина, в 2003 году был убит двумя выстрелами во дворе собственного дома. Тогда это дело было приостановлено в связи с тем, что не были найдены виновные в совершении преступления, но в декабре 2009 года оно было возобновлено вновь.
Тогда в интервью газете «БИЗНЕС Online» Садретдинов также назвал все обвинения ложью: «Меня хотят очернить!» По его словам, это пытается сделать некто Масхут Назмиев — Садретдинов, будучи главой Буинского района, закрыл его салон с игровыми автоматами. Сам Назмиев, по словам Садретдинова, был осужден за взрыв гранаты в магазине в Буинске и за поджог дома семьи Бикчантаевых, когда бандиты в масках вынесли из дома все ценное. В следственных органах тогда отметили, что вопросов к Садретдинову не имеют.
Аглям Садретдинов: «Вину не признаю! Это все вымысел!»
На расследование дела в отношении бывшего министра ушло почти два года.