Когда Санкт-Петербург и Мариуполь официально стали городами-побратимами, а губернатор Северной столицы Александр Беглов заявил, что будет помогать восстанавливать город, по социальным сетям города на Неве начала гулять мрачная шутка. Мол, бедный Мариуполь – вот теперь ему точно нужно посочувствовать…
Слишком уж устойчивая репутация сложилась в Петербурге у градоначальника, не способного справиться ни с уборкой снега зимой, ни с вывозом мусора летом. Зато не бедствуют владельцы фирм, которым это вменено в обязанность. Вот и с восстановлением Мариуполя, похоже, складывается такая же история. Как пишут СМИ, к работам собираются привлечь фирмы, которые ранее уже проваливали весьма крупные проекты.
Фонд-прокладка?
Механизм финансирования работ по восстановлению Мариуполя с самого начала оставался непонятным. Миллиардные расходы на строительство новых жилых кварталов вряд ли можно провести по статье «прочее», на гуманитарную помощь тоже не спишешь. При этом власти сразу же заявили, что только за счёт бюджета Северной столицы потянуть проект не удастся, а потому подключиться к финансированию придётся бизнесу. В итоге денежные ручейки из разных источников было решено объединить в благотворительном фонде, который должен выступить основным заказчиком работ.
«Мы переформатировали фонд «Победа». Его средства будут направлены на цели восстановления Мариуполя», – рассказал о примерной схеме работы сам Александр Беглов. Ранее фонд «Победа» масштабными проектами, связанными со строительными работами, никогда не занимался, но это не помешало перерегистрировать организацию, добавив в её уставные задачи «помощь гражданам».
6 июня пост председателя фонда вместо руководителя Совета ветеранских организаций Василия Волобуева занял Андрей Полевой, имеющий большой опыт работы в сфере строительства и проектирования. А на следующий день Заксобрание Петербурга сразу в трёх чтениях приняло законопроект, позволяющий местным социально ориентированным НКО заниматься деятельностью за пределами города, получая для этого бюджетную поддержку. Таким образом, создалась просто идеальная ситуация для освоения государственных денег юркими подрядчиками – фонд-прокладка, работающий в серой правовой зоне при неясных объёмах грядущих строительных работ. Неудивительно, что к фирмам, которые потянулись на запах будущих прибылей, сразу же возникли вопросы.
Братья Орынчук
Почти сразу после того, как правовые вопросы с переформатированием фонда «Победа» были утрясены, на портале Avito появились объявления о массовом наборе строителей различных специальностей для работы в Мариуполе. Объявление было подано от лица компаний «Петербургский ренессанс» и «ТехноСтрой». Как сообщается, обе фирмы принадлежат семье петербургского бизнесмена Ивана Орынчука. Ему 52 года, и родом он с Западной Украины. Однако «западэнское» происхождение никак не помешало Орынчуку сделать карьеру в строительной отрасли России, работая в известной питерской фирме «БалтСтрой». В начале 2000-х годов Орынчук отправился в самостоятельное плавание, основав компанию «Петербургский ренессанс». «БалтСтрой» был известен тем, что часто выигрывал тендеры на восстановление различных исторических зданий, тем же самым занялась и структура Ивана Орынчука – поучаствовав, к примеру, в реконструкции петербургской филармонии. Спустя десятилетие бизнесмен вышел на федеральный уровень. Тут-то и начались скандалы.
В 2017 году «Петербургский ренессанс» получил контракт на реставрацию башен Московского Кремля. Как отмечают СМИ, согласно данным Единой информационной системы в сфере закупок, компания получила от Службы инженерно-технического обеспечения Федеральной службы охраны госконтракт на 481 млн рублей в 2017 году и должна была закончить все работы в декабре 2018 года. Летом 2019 года заказчик заявил об одностороннем расторжении контракта, так как реальных работ на башнях Кремля не велось. «До настоящего времени (20 мая 2019 года) ни на одном из объектов, являющихся предметом Контракта, работы не завершены и фактически не ведутся. Отсутствуют основные строительные материалы и оборудование, необходимые для производства работ, а также наблюдается недостаток трудовых ресурсов», – указано в претензии СИТО ФСО.
Впрочем, срыв сроков и невыполнение работ за фирмой Орынчука фиксировались неоднократно. Так, реставрация Ново-Иерусалимского монастыря в Истринском районе Московской области в очередном совместном с «БалтСтроем» проекте затянулась почти на три года, вплоть до 2019. А в 2020 году (также по причине просрочки выполнения работ) был расторгнут контракт по реставрации Соловецкого монастыря. Все эти проблемы, и в первую очередь, конечно, скандал с кремлёвскими башнями, стали, если верить СМИ, главным аргументом для внесения «Петербургского ренессанса» в октябре 2021 года в Реестр недобросовестных поставщиков. Фирме запретили получать госконтракты вплоть до 2024 года.
Кроме того, если верить сообщениям в Сети, имеются проблемы и у самого Орынчука. «В настоящее время в базе судебных приставов есть сведения о двух активных исполнительных производствах, открытых в отношении Ивана Орынчука. В мае 2020 года рядом с одним из них появилась приписка: производство прекращено по причине того, что должник признан неплатёжеспособным (статья 46 ч. 1 п. 4 закона «Об исполнительном производстве»). Кроме того, в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассматривается иск Ивана Орынчука о банкротстве физлица. Счета «Петербургского ренессанса» частично заблокированы. К компании подано два иска о признании её банкротом, и сейчас они рассматриваются в судах», – пишет «Полигонмедиа».
У другой строительной фирмы в семье Орынчук, которая также нанимала специалистов для работ в Мариуполе, ситуация чуть получше. Реставрационно-строительная компания «ТехноСтрой» принадлежит Василию Орынчуку (брат Ивана Орынчука), и хотя сейчас фирма участвует в нескольких судебных процессах, в том числе связанных с работами на восстановлении того же Соловецкого монастыря, в число недобросовестных поставщиков её не включали. А значит, она по-прежнему может рассчитывать на госконтракты.
Знакомство с Бегловым
Потому вызывает удивление тот факт, что первыми к восстановлению Мариуполя решили допустить именно фирмы со столь неоднозначной репутацией. Однако похоже, что участие братьев Орынчук в этом проекте пролоббировал именно Александр Беглов, у которого с бизнесменами давние связи. На имеющихся в открытом доступе фотографиях они фигурируют вместе уже с 2012 года. К тому же Беглов с 2009 года возглавлял рабочую группу при президенте России по восстановлению религиозных памятников и тогда же должен был хорошо познакомиться со стилем и методами работы Ивана Орынчука.
«Иван Орынчук связан с Маргаритой Рудаковой, спецпредставителем Беглова. Рудакова является одним из соучредителей Северо-Западной межрегиональной общественной организации Федерации космонавтики РФ. Вместе с ней у истоков организации стоял бизнесмен Олег Мухин. В 2015 году он учредил Строительную компанию ЛСМ совместно с Дмитрием Савенко, который, в свою очередь, является бизнес-партнёром Ивана Орынчука», – рассказывают «Аргументы недели» и про другую ниточку от губернатора к бизнесменам.
Если верить Смольному, то сейчас восстановление Мариуполя идёт полным ходом – на дорогах появляется асфальт, растут первые жилые дома, благоустраиваются площади. Некоторые петербуржцы даже начинают ворчать: мол, точно ли надо столько усилий и денег тратить на работы за тридевять земель, когда в самом городе проблем множество, стоит только свернуть с Невского? Однако скептики напрасно возмущаются. Опыт работы фирм, привлечённых к восстановлению Мариуполя, таков, что, пожалуй, может и к лучшему, что именно эти специалисты будут заняты подальше от второй столицы России.
Александр Беглов бросил на восстановление Мариуполя скандальные фирмы
Восстанавливать город будут фирмы, ранее провалившие контракты по реконструкции башен Кремля и Соловецкого монастыря.