Громкому уголовному скандалу о «Ландромате» — крупнейшем канале по выводу средств из России за рубеж — исполнилось пять лет. За это время правоохранители в десятках стран мира возбудили уголовные дела в отношении участников отмывочной схемы, и только в России, у которой через «Ландромат» увели более $20 млрд, проявляется странная неторопливость в расследовании. При том, что в преступную схему по выводу денег было вовлечено порядка 500 человек, под следствие попали считанные единицы. Вероятно, неспешность российской Фемиды связана с громкими именами, в том числе генералов ФСБ, которые фигурируют среди организаторов отмывочного канала, а также с позицией ведомства Александра Бортникова, которое курирует расследование.
Рука руку моет
Главными операторами «Ландромата» называют четырех человек — банкира Александра Григорьева, который владел целым рядом банков (в том числе «Русским земельным банком», «Донинвест» банком и «Западным» банком), молдавского олигарха Владимира Плахотнюка, его делового партнера Вячеслава Платона и «решалу» Александра Коркина. Это те люди, которые обеспечивали функционирование канала, однако в тени остаются люди и структуры, прикрывавшие работу «короля обнала» (так называли Александра Григорьева», а также те, кто пользовался услугами «Ландромата» и выводил через него миллиарды долларов.
«Ландромат» работал следующим образом: две подставные зарубежные фирмы заключали фиктивные договоры займа, а в поручители брали какую-либо российскую компанию (также подставную) и гражданина Молдавии. Затем кредитор требовал долг с заемщика и с поручителей, коррумпированный молдавский судья выносит решение о взыскании долга с российской компании, для погашения задолженности открывался счет в подконтрольном Плахотнюку молдавском банке, куда переводились деньги из банков Григорьева (в основном, из «Русского земельного банка»).
Несмотря на то, что о «Ландромате» стало известно еще в 2014 году, МВД России возбудило уголовное дело о преступном сообществе, выводившем деньги за границу, только в начале 2019 года. К тому времени Вячеслав Платон уже отбывал наказание в Молдавии за мошенничество и экономические преступления, Плахотнюк боролся за власть в Кишиневе (сейчас покинул страну), а Григорьев находился под следствием по другому банковскому делу. В августе 2019 года он был осужден за растрату средств «Донинвеста» и «Западного» банков. Дело МВД привело только к аресту Александра Коркина. Тогда же появились сведения, что Коркин являлся акционером Victoriabank, первого коммерческого банка Молдавии, владельцем которого считается Плахотнюк.
Как сообщает издание «Снаружка«, задержание Коркина было основано на показаниях Александра Григорьева, который находясь под следствием, выдал ФСБ и СКР всю известную ему информацию о канале. Однако в ход была пущена только малая толика сведений- было задержано несколько банкиров, работавших на «теневом рынке» банковских услуг, но никто из их партнеров и покровителей из госструктур не пострадал.
ФСБ — работа на себя
«Фактически в России расследование об одном из самых крупных мировых каналов по отмыванию денег ведет Управление собственной безопасности ФСБ РФ. Следователь Следственного департамента МВД РФ Константин Абраменков, в производстве которого и находятся материалы, фактически выполняет поручения представителей УСБ, а курирует всю работу непосредственно первый заместитель начальника Управления генерал-майор Александр Филатов«, — пишут журналисты со ссылкой на свидетельские показания Григорьева и других «теневых» банкиров.
Они отмечают, что свидетелями либо обвиняемыми по «делу Ландромата» стала значительная часть самых крупных «теневых банкиров» середины 2000-х, многие из них активно сотрудничают со следствием и в подробностях рассказывают о своих «трудовых» буднях, «крышах» и партнерах.
«И по озвученным фамилиям, и по суммам дело давно «переросло» уровень МВД РФ, но остается в этом ведомстве и может его и не покинуть — пока сотрудники УСБ ФСБ с помощью данного расследования пополняют свои «запасы» компромата на политиков, банкиров, бывших и действующих сотрудников спецслужб, не только из России, но из Украины, Молдавии и ряда других стран», — констатирует «Снаружка».
Так, в показаниях Григорьева указывается, что «Ландромат» был организован им при помощи Александра Коркина, который неоднократно сообщал о своих связях в ФСБ, в том числе с бывшим начальником управления К ФСБ Виктором Ворониным. Также там говорится, что выведенные из страны $21 млрд были похищены из федеральной казны через различные госструктуры, руководители которых были в доле с похитителями и обнальщиками.
Отдельно указывается, что ФСБ по полученным показаниям готовила оперативные справки, которые направляла на самый верх, а там уже решали — кого выводить из игры, а кого держать на коротком поводке.
Эта версия подтверждается «делом Черкалина» — полковника ФСБ Кирилла Черкалина из банковского отдела ФСБ арестовали весной текущего года, хотя о его сотрудничестве с банкирами-обнальщиками было известно еще несколько лет назад. Точно так же до поры до времени в безопасности был полковник МВД Дмитрий Захарченко, который «крышевал» подрядчиков РЖД и помогал им проворачивать многомиллионные махинации с госконтрактами.
Александр Бортников прикрывает своих: в России не спешат расследовать дело «Ландромата»
Слишком громкие имена — в России не спешат расследовать дело «Ландромата».