Как стало известно “Ъ”, Тверской райсуд Москвы уже во второй раз не смог рассмотреть ходатайство о заочном аресте бывшего бенефициара нескольких крупных страховых компаний Александра Кондратенкова. В обоих случаях это оказалось связано с тем, что прокуратура не согласилась с квалификацией следствием деяний обвиняемого. В надзорном ведомстве полагают, что речь должна идти о мошенничестве, а не о присвоении или растрате господином Кондратенковым денег крымской страховой компании «Вектор».
В первый раз следственный департамент МВД обратился в Тверской райсуд Москвы с ходатайством о заочном аресте Александра Кондратенкова в январе 2020 года. Однако представитель Генпрокуратуры высказал мнение, что следствие неверно квалифицировало деяние обвиняемого Кондратенкова. По его словам, в действиях бывшего страховщика усматриваются признаки мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), а не такой же особо крупной растраты (ч. 4 ст. 160 УК РФ).
В итоге до судебного разбирательства дело тогда так и не дошло — следствие отозвало из суда свое ходатайство.
В минувший вторник в суд поступило новое. В нем следствие по-прежнему настаивало на том, что Александр Кондратенков совершил именно растрату, а не мошенничество. Впрочем, и позиция Генпрокуратуры осталась неизменной: по ходатайству ее представителя судья Ксения Панова отложила рассмотрение дела на 26 июня. До этого времени надзорное ведомство должно окончательно сформулировать свою позицию.
Напомним, что первые претензии у правоохранительных органов к 43-летнему Александру Кондратенкову возникли еще в 2018 году, когда он вывел в Симферополе из собственности СК «Вектор» здание, в котором компания и располагалась. Тогда местная полиция возбудила в отношении собственника этой страховой компании Александра Кондратенкова уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями).
Однако в расследовании этого эпизода следствие далеко не продвинулось.
Позже это дело было передано в следственный департамент МВД, который в августе прошлого года возбудил в отношении Александра Кондратенкова еще одно уголовное дело, уже по факту присвоения денежных средств «Вектора».
По версии правоохранительных органов, летом 2016 года, «осознавая неотвратимость отзыва у СК лицензии», господин Кондратенков совершил хищение принадлежащих «Вектору» более 67 млн руб. В частности, эта сумма, как выяснили сотрудники ГУЭБиПК МВД, была выплачена господином Кондратенковым и его пока не установленными сообщниками в августе 2016 года за выход из состава учредителей страховой компании подконтрольной им фирмы «Капитал-Директ». Затем, чтобы запутать следы, все деньги были «раскиданы» на счета восьми фиктивных ООО и похищены участниками преступной группы.
Сам главный фигурант за месяц до этих событий уехал за границу, и допросить его так и не удалось.
В октябре прошлого года Александр Кондратенков был объявлен в международный розыск, который без судебного решения фактически не действует.
В какой именно стране он сейчас проживает, правоохранителям неизвестно.
Между тем ущерб, нанесенный крахом как минимум шести страховых компаний (основной профиль — ОСАГО), к которым имел отношение Александр Кондратенков, может исчисляться сотнями миллионов рублей. Однако, как говорят в полиции, доказать его причастность к хищениям будет непросто. Дело в том, что в большинстве компаний предприниматель, начавший карьеру в страховом бизнесе еще в 1998 году, фигурировал либо как представитель акционеров, либо как их «деловой партнер». В частности, помимо «Вектора» таковым он являлся в СК «Респект» (одной из первых вошла в список допущенных Центробанком к работе на рынке страхования ответственности застройщиков), СК «Открытие», превратившейся впоследствии в СК «Опора». Последняя, в свою очередь, в 2017 году приобрела портфель по ОСАГО СК «Уралсиб». Кроме того, в этом списке фигурируют также СК «Наско» и СК «Ангара». Отметим, что в портфеле только последних трех страховых компаний в 2016 году было более 700 тыс. договоров ОСАГО.
Александр Кондратенков подстраховался на совесть
Генпрокуратура и МВД не могут согласовать квалификацию действий беглого страховщика.