На фоне неожиданной отставки правительства Дмитрия Медведева и последующих перемен в составе правительства России, совершенно незаметно прошла новость об эпохальном событии в авиационной отрасли страны: 6 марта 2020 г. первым заместителем Министра транспорта РФ, с сохранением за собой должности руководителя Росавиации, был назначен Александр Нерадько. Пережив трёх руководителей российского правительства, он, при четвёртом, вновь занял пост первого зама Минтранса.
Непотопляемый чиновник
«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» - говорили мудрецы, но, как оказалось, они глубоко заблуждались. В гражданской авиации России возможно всё.
Почти двадцать лет назад, в августе 2000 года распоряжением Правительства РФ № 1078-р Александр Нерадько уже назначался первым заместителем Министра Транспорта РФ, с совмещением поста директора Государственной службы гражданской авиации (ГСГА). Это распоряжение подписал бывший председатель правительства Михаил Касьянов.
Буквально через год «успешного руководства» российской авиацией первое пришествие Александра Васильевича на должность первого зама Минтранса России было отмечено страшным авиационным происшествием. 4 июля 2001 года самолет Ту-154М (бортовой № RA-85845) потерпел катастрофу при заходе на посадку в аэропорту Иркутска.
Эта трагедия унесла жизни 145 человек. В выводах комиссии отмечалось: «…о неудовлетворительном контроле за его деятельностью, со стороны Дальневосточного ОМТУ воздушного транспорта Минтранса России». То есть огрехи были обнаружены в ведомственном подразделении, кураторство над которым осуществлял Александра Нерадько, одновременно находясь в должности главы ГС ГА.
А всего через десять дней произошла следующая катастрофа в Московской области. 14 июля 2001 года в районе Чкаловского при взлёте потерпел крушение самолёт Ил-76ТД (бортовой № RA-76588) на борту которого находился инспектор Московского территориального управления ГСГА Вячеслав Кусков. Все члены экипажа и двое пассажиров погибли.
По мнению многих экспертов (это было отмечено и Генпрокуратурой), с приходом Александра Нерадько, лётная годность воздушных судов и подготовка лётного состава стали «ахиллесовой пятой» российской гражданской авиации, подпитывая негативный общественный резонанс на фоне происходящих авиакатастроф. Управленческая конструкция ГС ГА продержалась до марта 2004 года, ещё до подзабытой уже административной реформы с трехуровневым разделением федеральной государственной машины на министерства, службы и агентства.
Вероятно, затянувшийся период «трёхглавого административного чудища» в гражданской авиации подходит к концу, и сегодня мы становимся свидетелями образования суперминистерства с развитым функционалом в области гражданской авиации, что уже было во времена ГСГА.
К сожалению, вместо создания полновесного единого ведомства гражданской авиации, мы видим лишь усиление властных полномочий конкретного чиновника, ведь и Минтранс и Росавиация остаются юридически обособленными организациями.
Для чистоты жанра было бы неплохо вывести из ведения Министерства транспорта Ространснадзор, но на это, видимо, рассчитывать не приходится и надзор остаётся «ручным». Ведь это просто вопиющий факт в наше время - когда ответственность за оказание государственной услуги и надзорные функции за её оказанием курируются одним и тем же должностным лицом.
Легкое дежавю омрачает тот факт, что за двадцать лет в России так и не было сформировано новое поколение государственных служащих, способных взять на себя груз ответственности регулирования целой отрасли и в дело приходится вступать ветеранам авиационной бюрократии.
Взращивание нового поколения авиационных управленцев оказалось непосильной задачей, в отличие от зачистки ландшафта. Оставив за скобками Минтранс и Ространснадзор, видим, что история последних двух лет функционирования Росавиации при Нерадько – это история постоянной замены высшего руководства ведомства.
Условно-виноватые…
В 2018 году был уволен заместитель руководителя Росавиации Михаил Буланов, отвечавший за сертификацию и летную годность воздушных судов. По комментариям в СМИ, это связывалось как с достижением чиновником пенсионного возраста, так и со сложностями в создании новой системы сертификации. «За два с половиной года не была создана полноценная нормативно-правовая база…»,— отмечал в свое время один из источников «Ъ». «Версия» поднимала эту проблему в материале «Правил нет, но вы держитесь!».
Позже «Ъ» указывал, что к Росавиации высказывались претензии со стороны Минтранса и Прокуратуры. Надзорные ведомства рассматривали возможность увольнения главы ведомства Александра Нерадько и его зама Олега Кима, однако они сохранили свои должности. Правда, Олег Ким был всё-таки уволен, но позже – весной 2019 года. А в ноябре 2019 года был освобождён от занимаемой должности очередной заместитель Нерадько Александр Ведерников, в ведении которого находились вопросы управления организацией использования воздушного пространства, управления радиотехнического обеспечения полётов и авиационной электросвязи, а также управления организацией авиационно-космического поиска и спасения.
В профессиональной среде авиаторов известен факт – стартовой точкой многих катастроф являются административные решения самого высокого уровня, влияющие на безопасность, даже если действие этих решений поначалу совсем не очевидно. Но кто бы ни был во главе отрасли, каждый пассажир хочет долететь до места назначения в целости и сохранности.
А 4 марта текущего года появилось сообщение об увольнении очередного заместителя руководителя Росавиации Андрея Белякова в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта.
Последнее увольнение, под благовидным предлогом, вообще можно считать знаковым.
Дело в том, что немногим ранее появлялись информационные сообщения о том, что Генпрокуратура в сентябре прошлого года вышла в суд с иском о принуждении Государственного университета гражданской авиации признать недействительным диплом, полученный ныне уволенным заместителем руководителя Росавиации.
Основания, по которым был направлен иск, включают следующие факты: «Выяснилось заодно, что Беляков неоднократно находился в Москве в те даты, когда, судя по учебной карточке, сдавал экзамены в Петербурге».
Что примечательно, именно уволенный чиновник Росавиации осуществлял «... контроль за выполнением федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации, стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО), нормативных документов Росавиации при подготовке специалистов по программам высшего и среднего профессионального образования в образовательных организациях, находящихся в ведении Росавиации». Иными словами, отвечал в Росавиации за образовательный процесс и, похоже, своей «трудовой» деятельностью полностью опроверг пословицу о «сапожнике без сапог». Но ведь в учебных заведениях Росавиации готовят не только сподручных Александра Нерадько, но и практикующих авиационных специалистов ГА. А это уже вопросы безопасности граждан – а ну, как всем им будут «рисовать» дипломы, по такой же схеме?
Повторный триумф
И вот, пройдя очищение от плохого окружения, политический тяжеловес отрасли ступает на уже знакомую ему тропу. Должность первого заместителя Министра транспорта - руководителя Росавиации указывает на колоссальный аппаратный вес чиновника, который начал этот путь еще в правительстве Михаила Касьянова, прошел через огнь, воду и медные трубы и сумел без потерь, но с ростом пережить нападки прокуратуры и даже представление об увольнении от Министра транспорта. Где теперь тот Генеральный прокурор и Министр? А Александр Васильевич на месте…, так сказать, продолжает «рулить».
Примечательно, что одновременно с назначением Нерадько А.В. стремительно лишился своего поста заместитель Министра транспорта Александр Юрчик, экс-руководитель Росавиации и выходец из Администрации Президента. А также, по данным РБК, человек, близкий к Игорю Левитину, с которым он «поддерживает личный контакт».
Очевидно, что влияние Администрации Президента в гражданской авиации снижено теперь до околонулевой величины, что, между прочим, позволяет администрации дистанцироваться от любых потенциальных промахов (в том числе и возможных авиационных происшествий) со стороны федеральных органов исполнительной власти на этом направлении.
Монополия на судьбы
Можно предположить, что ныне происходит глобальная перезагрузка команды государственного менеджмента российской гражданской авиации. Вероятно, созданием «экс-ГСГА» преследуются благие цели по наведению порядка в отрасли. Правда, руководить всем этим, будет тот же человек, который уже, на наш взгляд, проявил себя в авиации с весьма сомнительной стороны.
В профессиональной среде авиаторов известен факт – стартовой точкой многих катастроф являются административные решения самого высокого уровня, влияющие на безопасность, даже если действие этих решений поначалу совсем не очевидно. Но кто бы ни был во главе отрасли, каждый пассажир хочет долететь до места назначения в целости и сохранности – это аксиома.
Тут нелишне вспомнить простую народную мудрость – каков поп, таков и приход. Александр Нерадько хорошо известен своими «деяниями» в отрасли. О них «Версия» неоднократно информировала своих читателей, среди которых немало пользуются отечественным авиационным транспортом. Хочется верить, что нынешние перемены в контрольном органе приведут к тому, что авиационный транспорт будет безопасным для наших граждан.
Один умный человек однажды сказал, что все великие исторические события и личности появляются дважды: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса. Окажется ли фарсом реанимация «ГСГА» во главе с непотопляемым Александром Нерадько - покажет время. Трагедий в его прежней деятельности хватало. Рыба ведь, как известно, тухнет не с хвоста?
Александр Нерадько закусил удила
К чему приведёт аппаратное усиление главы Росавиации.