В статусе «народного слуги» Александр Александрович пребывал без малого 40 лет, а потому, судя по всему, давно ощущает себя полноправным хозяином Родины. Свою карьеру молодой Саша Смирнов начинал в 70-х простым милиционером патрульно-постовой службы. Вверх он шёл быстро и к 2017 году уже успел поработать в ГУВД Петербурга, Администрации президента, Федеральной службе исполнения наказания, Министерстве юстиции на должности первого замминистра, а также порулить административным департаментом правительства Российской Федерации.
Можно сказать, фартило по жизни простому пареньку из Боровичей Саше Смирнову просто-таки нон-стопом. При этом присутствие Александра Александровича в органах исполнительной власти часто совпадало со скандалами, посадками и многотомными уголовными делами. Правда, в центре скандалов обычно оказывались близкие к Смирнову люди. А к нему самому не прилипает ничего – совсем как к тефлоновой сковородке. «Удивительно, с таким счастьем и на свободе!» – восклицал примерно в таком же случае Остап Бендер. Знаменитому комбинатору, впрочем, подобное и не снилось. Мы провели расследование, изучив неизвестные широкой общественности перипетии карьеры Александра Смирнова. В результате выяснилось много интересного о нём, его семье и его связях с людьми, ныне обретающимися в местах не столь отдалённых.
Соратники по тюремному ведомству
Взять хотя бы знакомого Смирнова и в прошлом его начальника, экс-директора ФСИН, а ныне сидельца Александра Реймера. С ним наш герой успел познакомиться достаточно близко в 2009 году. Смирнов трудился заместителем директора ФСИН, а затем занял кресло замминистра юстиции, курирующего тюремное ведомство. Летом 2012 года бывший главный тюремщик страны после скандальной отставки бежал в Израиль. Видимо, понял, что пора «рвать когти». Осенью 2014 года Владимир Путин освободил Александра Смирнова от должности. А вскоре Реймера выманили в Россию, обвинив в афере с закупками электронных браслетов для осуждённых. Следствие установило, что большинство браслетов попросту не работало, поскольку в них даже не было блоков для приёма спутникового сигнала. Кроме того, браслеты закупались по цене, завышенной в 5–6 раз. В результате из бюджета было похищено 1,27 млрд, а 140 млн получил лично экс-глава ФСИН.
Летом прошлого года Реймер был приговорён к восьми годам лишения свободы. При этом осталось за кадром, каким образом получилось осуществить эту миллиардную аферу. И то правда – почему в Минюсте не замечали, что происходит в подведомственной службе? Ах да, ФСИН же от лица Минюста курировал хороший знакомец Реймера Смирнов… Кстати, как писал осенью 2014 года «Коммерсантъ», решение Владимира Путина уволить Смирнова из Минюста как раз было связано с деятельностью ФСИН. Впрочем, «слуга народа» не остался без дела, тут же найдя себе должность в правительстве РФ. О ловкостях с завышением цен и о чистке бюджета людьми вокруг Александра Смирнова мы расскажем в следующих публикациях.
Под сенью «мохнатой лапы»
Совсем недавно, осенью 2017 года, за руку был пойман ещё один высокий чин из родного Смирнову ведомства – замдиректора ФСИН Олег Адольфович Коршунов. В своё время Коршунов сменил Смирнова, причём злые языки называли его чуть ли не смирновским ставленником. Адольфыча, как с трепетом именовали его подчинённые, газеты позже нарекут самым богатым тюремщиком страны. При обыске у него обнаружились коллекция дорогих часов, яхта, вертолёт, дома, причалы, автомобили... Хотя, казалось бы, как с зарплатой госслужащего скопить хоть на один Vacheron Constantin или простенький Mercedes? Оказывается, можно, причём собственную зарплату тратить совсем не обязательно.
Назначение Коршунова, надо сказать, сразу вызвало много вопросов. Во-первых, он человек сугубо гражданский, не чета бравым генералам. Во-вторых, Коршунову как-то сразу в ведение перепали все денежные ручейки ведомства: строительство, ремонт, производство, а также тюремная торговля. Как только интернет-магазины СИЗО перешли под контроль Коршунова, цены на продукты и товары для арестантов взлетели в разы. Полугнилые помидоры и огурцы стали стоить по 400 рублей, а один лимон продавался по цене килограмма. Сидельцы, осмеливавшиеся жаловаться на просрочку и взятые не просто с неба, а прямиком с Марса цены, тут же попадали в карцер.
Видя масштабы деятельности начальника, подчинённые ждали, что Коршунова вот-вот «закроют». Тем паче что два года против Адольфыча звучали прямые показания. К примеру, проходивший по делу о мошенничестве директор консервного завода Павел Беликов, получивший из казны огромные деньги за продукцию, которую даже чисто теоретически не мог изготовить, недвусмысленно заявил, кто дал ему указания «облапошить» государство на миллиарды рублей. Но Олег Адольфович остался на свободе. Позже всплыла серия махинаций с госконтрактами – Коршунов, как выяснилось, заключал их с предприятиями-банкротами. И опять он остался на своём месте. Во ФСИН подозревали: всё это неспроста. Похоже, что Коршунова прикрывает «мохнатая лапа» высоко наверху.
Справедливость заглянула на огонёк во ФСИН 13 сентября 2017 года, когда против Олега Адольфовича всё же выдвинули обвинение по ч. 4 ст. 160 УК РФ – растрата в особо крупном размере. Произошло это примерно в то время, когда начальник административного департамента правительства РФ А.А. Смирнов готовился сдавать дела. Как говорит один известный телеперсонаж: «Совпадение? Не думаю».
P.S.У кого-то может возникнуть недоумение: неужели всего этого оказалось недостаточно, чтобы к Александру Смирнову возникли вопросы у компетентных органов? На самом деле это лишь малая часть неоднозначных эпизодов его жизни.
Александр Смирнов тщательно спрятал коррупционное прошлое
Заместитель главы "Росморпорта" Александр Смирнов на новой, "теплой" должности может вернуться к прежним привычкам, которые у него сформировались за годы работы в Минюсте РФ. Там он курировал российских тюремщиков, проворовавшихся вдрызг.