Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева, принадлежащий семье министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева, приобрел сеть магазинов "Продукты у дома" в Крыму. Об этом сегодня пишет сетевое издание Д&Ф, объем сделки оценивается в 600 млн рублей. Вот только как и когда произошла покупка? Украинский ритейлер "АТБ-Маркет", владеющий крупнейшей сетью продовольственных магазинов в стране, ушел с полуострова 31 марта 2014 года. И только через 3,5 года стало известно о покупке сети магазинов агрокомплексом. Здесь явно что-то не сходится, но так ли хорошо упрятаны концы в воду?
Крымское эмбарго
Изначально АТБ владел крымскими "Продуктами у дома" (ПУД) через три украинские компании: ЧП "Эссо-Крым", ЧП "Керчмаг", ООО "В-Траст" и ООО "Інвестиційна будівельна компанія". После присоединения полуострова к РФ были созданы четыре российских "близнеца" этих фирм: ООО "В-Траст", ООО "Реверс", ООО "Эссо-Крым" и ООО "Берковец".
В ходе "перестановки" ООО «Эссо-Крым» перешло под контроль «Реверса», а сам "Реверс" вместе с "В-Трастом" стали собственностью краснодарского ООО «ПУД». Им до 2017 года через ООО "Русский продторг" (ООО "РПТ") владел кипрский офшор Altais Holdings Limited. Его директором является некая Светлана Иваниди, если верить открытым данным – из Днепра.
В декабре 2016 года украинские СМИ раскрыли схему, по которой АТБ удалось сохранить бизнес в Крыму. Как выяснилось, именно собственники "АТБ-Маркета" — Геннадий Буткевич, Евгений Ермаков и Виктор Карачун перерегистрировали компании в России и даже провели "судебную реструктуризацию", чтобы сохранить за собой активы. Кстати, некоторые источники предполагают, что легализовать российскую долю бизнеса украинским предпринимателям удалось после вхождения в долю «АТБ-Маркета» россиянина Константина Малофеева. Возможно, именно он помог и продать ООО "ПУД" Ткачеву.
Здесь же можно предположить и причину продажи: украинцам стало опасно вести бизнес в Крыму. Если раньше они шли на этот риск, предполагая, что в ближайшее время все разрешится, то сейчас стало ясно, что такая вероятность крайне мала. Кроме того, если АТБ все-таки решат национализировать, схема владения может вскрыться и ударить не только по капиталу собственников, но и по ним самим, став поводом для возбуждения уголовного дела.
На российской стороне
Дальнейшие махинации с компаниями становятся понятны: летом 2017 года краснодарское ООО "ПУД" переходит под управление офшора Astrid Finance Inc с Маршалловых островов. По информации "Коммерсанта", это и есть структуры агрокомплекса, названного в честь отца министра сельского хозяйства РФ. Как в итоге сделка по покупке активов выглядит для России? Агрокомплекс, напрямую связанный с видным политиком, вступает в череду махинаций, начатую украинскими олигархами, возможно, не без помощи Константина Малофеева. Тот, к слову, давно известен своими связями с Крымом и Украиной – его неоднократно обвиняли в финансировании то «Правого сектора» (организация запрещена в РФ), то Крыма и «народного мэра» Севастополя Алексея Чалого.
В общем, семью министра Ткачева явно застукали в «неподобающей» компании. Аукнется ему это? Не похоже. Особенно учитывая опыт Агрокомплекса с птицефабрикой «Акашевская», за которую поплатился в итоге губернатор Марий Эл.
Рейдерство агрономов
В 2016 году Агрокомплекс им. Ткачева провел сделку по приобретению птицефабрики "Акашевская" – одной из крупнейших в России – у Николая Криваша. Поговаривают, что последнего к продаже попросту вынудили. Возможно, при помощи РСХБ, в котором у птицефабрики был кредит на 30 млрд рублей. Прошел почти год после сделки, прежде чем под арест отправились Николай Криваш и глава республики Леонид Маркелов. Последнего подозревают в получении взятки в 250 млн рублей за покровительство фабрики, а бизнесмена, соответственно, в даче этой взятки. Выяснилось, что губернатор помогал "Акашевской" в получении кредитов, которые та якобы не могла выплачивать. Хотя прибыль предприятия на момент перепродажи составляла 14.5 млрд рублей!
Интересный наезд на Криваша был обнаружен и чуть раньше возбуждения уголовного дела, в марте 2017 года. Бизнесмена обвинили в оплате заказной публикации о вмешательстве в дела птицефабрики сотрудников ФСБ. Именно с этого, возможно, и началось дело Маркелова – тогда руководитель Межрегиональной общественной приемной председателя ЦК КПРФ Сергей Мамаев поднял на уши всех силовиков, требуя проверить Криваша на нецелевое расходование средств из бюджетов государства и республики.
Экс-владелец Акашевской расплачивается за продажу птицефабрики?
Бытует мнение, что внимание силовиков к птицефабрике – это, на самом деле, давление на Ткачевых Николая и Дмитрия Патрушевых (секретаря Совбеза и главы РСХБ). С банком Ткачев якобы собирался заключить альянс, но в итоге урезал финансирование. Патрушевым это не понравилось, и они якобы начали мстить.
Так или иначе, а итог один: птицефабрикой владеет Агрокомплекс им. Ткачева. Вот только схема весьма интересная: ООО "Птицефабрика Акашевская" принадлежит ООО "МФИ". А влияние над ним в 2016 году получило ООО "Агроактив". Его единственный учредитель – некто Мария Лисицина. Что это за дама и случайно ли она оказалась "у руля" "Акашевской"?
Женская власть
Связь Лисициной и Ткачева прослеживается через Краснодарский край. В 2000-2010 годах, когда он занимал должность губернатора, она работала в его администрации. За десятилетие сменила несколько должностей, а с уходом Ткачева перешла в АО "Сочи-парк", где до 2012 года возглавляла совет директоров.
На фоне этой информации, а также связи госпожи Лисициной с "Акашевской", вполне можно предположить, что она – не чужой Ткачеву и его семье человек. Подтверждают это и последние выписки из ЕГРЮЛ: ООО "В-Траст", ООО "Реверс", ООО "Эссо-Крым" и ООО "Берковец" теперь возглавляет именно она.
И несмотря на то, что Агрокомплекс активно опровергает информацию о сделке по покупке крымских магазинов, а Мария Лисицина открещивается от связи с Агрокомплексом, картина становится ясной. Семья господина Ткачева обзавелась очередным активом, возможно, провернув не совсем одобряемую российскими властями сделку с украинскими олигархами.
Александр Ткачев прорвался в Крым
Глава Минсельхоза РФ расширил свой семейный бизнес на Крымский полуостров, приобретя ряд активов у украинских олигархов.