Александринский театр заказал драматическую пьесу сыну худрука театра Валерия Фокина. С 19-летним Кириллом Фокиным заключен контракт на сумму 219 тыс. рублей для написания инсценировки его собственной повести «Огонь» и подготовки спектакля с одноименным названием. Молодой человек является студентом исторического факультета МГУ и ранее не публиковался как драматург.
Ставить спектакль по пьесе сына будет сам Валерий Фокин, о чем он сообщил «Известиям».
— Это текст, который меня интересует и над которым я работаю. Но если вы хотите задать вопросы, связанные с моими творческими планами, вам нужно договариваться об отдельном интервью, — пояснил худрук Александринского театра.
Кирилл Фокин в диалоге с «Известиями» отказался изложить сюжет своей повести, потому что «пока она не опубликована», но уточнил, что по жанру это фантастика.
В официальном ответе на запрос газеты директор театра Григорий Попов заявил, что руководство заранее позаботилось о том, чтобы не возник конфликт интересов. Для этого дирекция «строго в соответствии с действующим законодательством» перед объявлением конкурса обратилась в Министерство культуры России и согласовала заключение контракта. Кроме того, Попов подчеркнул, что закупка проведена по всем правилам законодательства о размещении госзаказа.
Директор театра также сообщил, что основная часть средств будет выделена из внебюджетных средств. Между тем в извещении, опубликованном на официальном сайте госзакупок, написано, что источником финансирования является субсидия на выполнение государственного задания.
В данный момент Кириллу Фокину выплачен аванс в размере 30%, остальная сумма будет перечислена после 10 июня 2015 года, когда с автором подпишут акт приема-передачи работ.
Гонорар в 219 тыс. является рыночным, сказал «Известиям» худрук театра «Практика», драматург Иван Вырыпаев.
— Если пьесу пишет Борис Акунин, то это одни деньги, а если неизвестный драматург — совершенно другие. Однако в нынешние кризисные времена драматурги рады любой работе. Думаю, что за 219 тыс. рублей я бы согласился сделать инсценировку, это вполне рыночная цена, — отметил Иван Вырыпаев.
Член общественного совета Минкультуры Николай Бурляев, недавно предложивший разработать этическую хартию для российских театров, считает, что избежать конфликта интересов поможет независимая экспертиза.
— По этическим параметрам сомнительно, что театр заключает контракт с сыном худрука. Но с другой стороны, а вдруг это очень талантливый человек, который нужен искусству. Тут должны разобраться эксперты, — считает Николай Бурляев. — Нужно, чтобы театр обратился в рабочую группу по театрам общественного совета Минкультуры. Мы должны увидеть, чем молодой человек занимался раньше и какая работа ему поручена сейчас.
Юрист, председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе солидарен с Бурляевым: в вопросах искусства единственной опорой должна быть экспертная оценка.
— Здесь вопрос не в отсутствии опыта. Человек может всю жизнь заниматься написанием пьес и не годиться ни на что, кроме забивания гвоздей. Если мы покупаем картошку, то прописывать требуемую квалификацию поставщика нужно четко, а если это эксклюзивный творческий продукт, то для его оценки нужно заключение худсовета или другого экспертного органа, — сказал юрист.
Кирилл Фокин был соавтором пьесы Сергея Глущенко во время работы над прошлогодним спектаклем «Гроза двенадцатого года» в Театре на Таганке. В других заметных театральных проектах он не участвовал.
В 2012 году в издательстве «Вече» была выпущена книга рассказов и повестей Кирилла Фокина «Тезис». Он также публикуется на портале «Свободный мир» и в информационно-аналитическом журнале «Политическое образование», где пишет статьи на культурные и исторические темы.
Спектакль под рабочим названием «Огонь» планируется выпустить на Новой сцене Александринского театра в 2016 году.
Справка «Известий»
Великие поэты и писатели осваивали профессию драматурга в разном возрасте. Александр Пушкин написал свою первую пьесу «Борис Годунов» в 26 лет, Михаил Лермонтов создал драму Menschen und Leidenschaften («Люди и страсти») в 16 лет, а Александр Островский написал «Семейную картину» в 24 года. Первая пьеса Антона Чехова «Безотцовщина» появилась, когда автору было 18. Лев Толстой дебютировал в театре в зрелые годы: пьесу «Власть тьмы» он написал в возрасте 58 лет.
Александринский театр заказал пьесу 19-летнему сыну худрука
Студент истфака МГУ Кирилл Фокин получит 219 тыс. рублей за инсценировку собственной повести.