Вот уже больше года в следственном изоляторе обитает Александр Ефимов – ветеран «Бандитского Петербурга» по прозвищу Фима-банщик. Недавно он почти вышел на свободу, но сотрудники ФСБ и следствие очень попросили суд арестовать миллиардера вновь. Фемида согласилась, тем более у чекистов нашлось новое уголовное дело для Александра Ефимова.
Сбежать на теннис
Следствие вменяет крупному бизнесмену и землевладельцу Александру Ефимову мошенничество в особо крупном размере в составе преступной группы с земельными участками во Всеволожском районе Ленинградской области. Цена вопроса 50 миллионов рублей. Речь идет о так называемой двойной продаже 2 га в Колтушах. Позже появилось и другое уголовное дело на ту же тему – но об этом ниже. Александру Ефимову почти удалось скрыться от следствия и ареста. За несколько часов до обысков 6 марта 2018 года он покинул свою квартиру в доме №35 по Таврической улице (дом считается «тамбовским» - в нем жили многие видные представители данной ОПГ, в том числе Владимир Барсуков-Кумарин и Геннадий Петров) и улетел в Минск. Там его и перехватили, найдя в кармане паспорт гражданина Болгарии. Причем брал авторитетного предпринимателя спецназ КГБ Беларуси.
Сам Александр Ефимов пояснил следователю: его пригласили на теннисный турнир в Праге, вот он и пытался туда вылететь. Что касается земельных участков, то, мол, просто в 2016 году помог знакомому в их оформлении через Росреестр Ленобласти. Кстати, следствие почему-то не смогло найти конкретных лиц в этом ведомстве, которые могли быть причастны к потенциальному мошенничеству.
ФСБ арестовывает опять и снова
Предприниматель сделал такое заявление в прошлом году, надеясь с помощью него добиться перевода на домашний арест: «Я не судим, зарегистрирован и проживаю в Санкт-Петербурге, имею квартиру и другое имущество, женат, трое несовершеннолетних детей, являюсь собственником и руководителем довольно крупной компании. Мера пресечения в виде содержания под стражей не имеет оснований и нарушает мои права как человека и гражданина. Прошу проверить правомерность содержания меня под стражей и оказать мне помощь в восстановлении моих нарушенных прав».
К словам Ефимова, с которыми можно поспорить (хотя бы на счет отсутствия судимости), прислушался депутат Законодательного собрания Петербурга Александр Кущак, который попросил Приморский суд Петербурга «внимательно изучить дело». Однако тогда суд счел перевод под домашний арест обвиняемого слишком рискованным. Александр Ефимов сначала содержался под стражей в «Новых Крестах», а потом в изоляторе ФСБ на Шпалерной улице.
Зато 1 марта 2019 года уже городской суд Санкт-Петербурга решил все же проявить гуманность к обвиняемому, и отпустил его на домашний арест. Вот только сотрудники ФСБ были к этому готовы, задержав Александра Ефимова прямо в зале суда, и следователи тут же предъявили ему другое обвинение - опять-таки по мошенничеству, но с другим земельным участком. Подробности нового уголовного дела объединенной пресс-службой горсуда пока не сообщаются.
Хозяин Красногвардейского района
Вроде бы рядовое дело о земельном мошенничестве делает его совсем не рядовым, если учесть личность и масштаб обвиняемого. Александр Ефимов буквально последний из могикан, то есть, из авторитетных «тамбовцев», которые когда-то крепко держали в своей власти вторую столицу.
Александр Ефимов родился не в Тамбове, а в Ленинграде в 1958 году. В простой семье, а потому после школы работал где придется. Переломный момент в его жизни наступил, когда он устроился слесарем-сантехником в баню №25 на улице Марата. А в ней в поздние советские времена любили отдыхать рэкетиры, они и подтянули его к «движению», выдав Александру Ефимову «позывной» «Фима-банщик».
Автор художественных и документальных книг под циклом «Бандитский Петербург» Андрей Константинов вспоминает: «Фима числился в «тамбовской» бригаде, которая «крышевала» рынок в Девяткино (окраина Питера). Но уже скоро сколотил собственный коллектив из бритоголовых спортсменов, который к 1992 году подмял под себя Красногвардейский район. Фима организовал охранное агентство «Скорпион», и за счет этого его «быки» получили право на ношение оружия. Так почти все бригады тогда легализовывались. Коллектив «охранял» магазины, кафе, рынки и даже небольшие банки. Потом Ефимову пришла в голову мысль пойти во власть – он выдвинулся на пост главы Красногвардейского района, тем более был знаком со многими высокопоставленными чиновниками. Однако тут его органы и решили «приземлить». Непосредственной причиной выписанного ареста стало незаконное приобретение 25% акций у компании «Ленрыбпром», которая на тот момент являлась самой мощной промышленной организацией на территории Ленобласти, осуществляющей рыбодобывающую деятельность».
Но Фиму-банщика вовремя предупредили об интересе органов. В 1996 году он сбежал в Италию, был объявлен в международный розыск и экстрадирован, а суд в 1998 году выписал ему 6 лет лишения свободы. Фима сидел в колонии №7 строгого режима, замечательно устроился бригадиром столовой и уже через 2 года освободился по УДО. В тучные нулевые Ефимов вроде бы опять взаимодействовал с «тамбовскими», которых возглавлял «ночной губернатор Петербурга» Владимир Барсуков (Кумарин). На тот исторический период они занимались интеллектуальным криминалом – рейдерством. Вот и Фима-банщик расширял и расширял свой бизнес, став рублевым миллиардером и даже светским львом (раз уж женился на светской львице). Милиция-полиция его до поры до времени не трогала, потому довольно большой неожиданностью стал его арест в 2018 году как раз в связи с мошенничеством с земельными участками.
Сейчас оперативное сопровождение дела Александра Ефимова осуществляет служба экономической безопасности УФСБ по Санкт-Петербургу, - пожалуй, самая результативная и дотошная служба в ведомстве. Потому можно предположить, что Фима-банщик оказался недалек от своей второй судимости. Что ж, пантеон легендарного «Бандитского Петербурга» все последние годы неумолимо перебирается на нары.
Александру Ефимову перемерили землю во Всеволожске
Вот уже больше года в следственном изоляторе обитает Александр Ефимов – ветеран «Бандитского Петербурга» по прозвищу Фима-банщик.