Компания «Воркутауголь» (в собственности холдинга «Северсталь» Алексея Мордашова) не раз попадала в резонансные уголовные дела. Одно из них касалось трагедии на шахте «Северная», где в феврале этого года в результате двух взрывов погибло тридцать горняков и пять спасателей. СМИ тогда еще обратили внимание, что комиссия по расследованию причин катастрофы демонстративно игнорировала сам факт сознательного и системного нарушения правил безопасности труда, практикуемого в угледобывающих структурах Мордашова. Вопрос о том, что спасательные работы на «Северной» были свернуты досрочно для того, чтобы побыстрее начать заново добывать уголь, вообще не рассматривался, как серьезная претензия. Но теперь менеджеры «Северстали» начали фигурировать в делах арестованного недавно экс-главы Республики Коми Вячеслава Гайзера и республиканских чиновников. Тут правосудие обнажило свой карающий меч и заподозрило гендиректора «Северсталь менеджмента» (управляющая компания «Северстали») Вадима Ларина в даче взяток надзорным органам Коми в ходе проверок «Воркутаугля». Но вопрос о том, кто же ответственен за «Северную», будет снова выведен за рамки расследования.
Учитывая же, что Алексей Мордашов — человек не самый последний в российской бизнес-элите, к тому же один из бессменных участников рейтинга «королей госзаказов», его подчиненному дали возможность уйти достойно: с официальным выходом в отставку и, надо полагать, оформлением выходного пособия. Как сообщает РБК, уволенный еще 7 ноября Ларин сейчас бежал в Лондон.
О том, что в отношении Вадима Ларина и бывшего гендиректора «Воркутаугля» Вадима Шаблакова, также уволившегося одновременно с ним, возбуждено уголовное дело о даче взятки должностному лицу в особо крупном размере (ч.5 ст.291 УК РФ), заявила в среду, 30 ноября, судья Сыктывкарского городского суда Татьяна Барминская. Она рассматривала вопрос об аресте трех бывших чиновников Коми, подозреваемых в получении взяток. Статья предусматривает лишение свободы от восьми до 15 лет, а также штраф в размере до семидесятикратной суммы взятки.
Следственное управление Следственного комитета по Республике Коми еще 28 ноября возбудило уголовное дело в отношении руководителя Печорского управления Ростехнадзора Александра Гончаренко, начальника Воркутинского отдела государственной инспекции труда в Республике Коми Петра Гильца и командира Военизированной горноспасательной части Леонида Лобкова. Они подозреваются во взяточничестве в крупном и особо крупном размере (ч.5, 6 ст.290 УК РФ). По данным следствия, в 2014–2016 годах эти три чиновника принимали взятки от доверенных лиц «Воркутаугля» «за попустительство» по службе при проведении проверок. Гончаренко получил не менее 810 тыс. рублей, Лобков — не менее 900 тыс. рублей, Гильц — не менее 1 млн рублей, говорится в заявлении следственного управления. То есть в общей сложности сумма превышает 2,7 млн рублей.
По версии следствия, в декабре 2015 года Шаблаков, который действовал по указанию Ларина, лично передал деньги Гончаренко. Гончаренко, Гильц и Лобков получили взятки «за лояльное отношение при проведении проверочных мероприятий силами возглавляемых ими учреждений» в подразделениях «Воркутаугля» и «смягчение мер реагирования» при возможном обнаружении нарушений требований безопасности в подразделениях компании, пояснил агентству сотрудник республиканской прокуратуры. Но обвинение Ларину и Шаблакову пока не предъявлено, добавил он. В сообщении СК их фамилии не указаны.
В среду суд поместил Гончаренко под домашний арест на два месяца (до 28 января 2017 года), а Лобкова и Гильца — под стражу на тот же срок. Как сообщает РБК, уголовное дело о взятках от руководства «дочки» «Северстали» не связано с расследованием дела об аварии на шахте «Северная» (принадлежит «Воркутауглю») и с самой аварией, которая произошла в феврале 2016 года, когда погибли 36 человек, сообщил Евгений Рогацкий, представляющий интересы Гончаренко. «Ничего общего между этими уголовными делами нет. В противном случае в обвинении, которое было предъявлено моему подзащитному, звучала бы «Северная», но ни в обвинении, ни в уголовном деле этого нет», — сказал он. По его словам, проверки, в ходе которых Гончаренко и другие фигуранты получали взятки, скорее всего, проходили на других объектах «Воркутаугля».
Обвинение во взятках, в которых подозреваются бывшие топ-менеджеры «Северстали», — уже второе громкое дело в Коми с начала осени. В сентябре управление Следственного комитета по Коми возбудило уголовное дело (по той же ст.291 ч.5 УК РФ) в отношении гендиректора энергохолдинга «Т Плюс» («дочка» «Реновы» Виктора Вексельберга) Бориса Вайнзихера и двух его предшественников на этом посту — Михаила Слободина и Евгения Ольховика. Их также обвиняют в даче взяток на общую сумму более 800 млн рублей бывшим чиновникам Коми во главе с тогдашним губернатором Валерием Гайзером.
По версии следствия, менеджеры передавали эти деньги в обмен на комфортные условия для работы в Коми. Через несколько дней после возбуждения этого дела одна из статей обвинения Гайзера, арестованного в сентябре 2015 года, была переквалифицирована на более тяжкую — взятка в особо крупном размере. Вайнзихер и Ольховик находятся под арестом до февраля 2017 года, Слободин объявлен в розыск и скрылся за границей.
Задержанный Гончаренко ранее активно отстаивал тезис об отсутствии человеческого фактора на «Северной». «По полученным материалам и предварительным данным, авария носит природный характер и является горногеологическим событием», — заявлял он на оперативном совещании правительства. Впрочем, проводивший совещание вице-премьер Аркадий Дворкович высказал сомнение в достоверности подобной трактовки.
Алексей Мордашов и угольные взятки на крови
Менеджеры взрывоопасного «Воркутаугля» и "Северстали" коррумпировали Ростехнадзор.