В ближайшие месяцы в Россию может быть экстрадирован экс-банкир и экс-владелец банка «Пушкино» Алексей Алякин. В августе 2019 года его арестовали на Украине, после чего Генпрокуратура России направила запрос о его экстрадиции. На родину Алексею Алякину не хочется - здесь его обвиняют в хищении у банка «Пушкино» около 15 млрд рублей. По этому поводу его фамилию даже занесли в список разыскиваемых персон интерпола. Возможный приезд Алексея Алякина вызывает надежду у одних служб, и неподдельный ужас у других. В общем, равнодушных людей на этой встрече не будет.
Череда «арестов»
Перспективы выдачи Алексея Алякина выглядят весьма реально, учитывая положительную динамику отношений между Россией и Украиной. Тем паче оснований для выдачи - более чем достаточно. Эти основания появились уже довольно давно, когда показания на экс-банкира дал его экс-партнер по «Пушкино» Владимир Муров. Муров заключил досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием, и в обмен на сделку получил в апреле 2016 года четыре года условного заключения. И, судя по всему, смог легко отделаться в этой невероятной мутной истории, в которую оказались вовлечены самые разные операторы - как теневого рынка, так правоохранительных органов. Не говоря уже о папе самого Алякина, который стоял у истоков российской банковской системы 90-х годов.
В 2016 году, то есть спустя три года после крушения банка «Пушкино», Алексея Алякина «арестовали». В кавычках, так как к этому времени бывший банкир уже уехал на Украину, где обзавелся гражданством, бизнесом и молодой подругой - Ганной Скороход, которая стала его гражданской женой. Тем не менее Россия почти дотянулась до банкира. Летом 2018 года по запросу наших правоохранителей Алексея Алякина задерживают сотрудники СБУ, определяют его за решетку и лишают украинского гражданства. Все говорило о неминуемой выдаче в Россию. Но затем происходит очередная смена декораций. В ноябре 2018 года Алякина выпустили из СИЗО, а затем экс-банкир получает шанс войти в украинский политикум: его гражданская жена оказалась избранной в Верховную Раду от партии «Слуга народа». Но затем оперативная обстановка снова изменилась. 14 ноября 2019 года Алексея Алякина повторно арестовали, а его Ганну после попытки публично обвинить офис президента в давлении на прокуратуру для того, чтобы выслать мужа, выгнали из «Слуг». После чего наступила тишина.
Следуйте за деньгами. Теневыми
Это тишина грозовая. На украинском фронте решается судьба самого Алексея Алякина. И в это время может решиться судьба тех людей, которые вели финансиста по сложному жизненному пути. Алексей Алякин был очень странным банкиром. Он предпочитал покупать небольшие пакеты акций в небольших банках, и в итоге стал участником в капитале целой линейке кредитных учреждений неизвестного эшелона. В этом списке фигурируют Маст-банк, Юникорбанк, Интеркапиталбанк, а также банки «Окский», «АБфинанс», «Пушкино» и «Кедр».
По всей видимости Алексей Алякин не просто участвовал, а контролировал эти банки. Небольшие пакеты ему были нужны для того, чтобы, обозначив свое присутствие, избежать «засветки» в контрольных инстанциях ЦБ. Сотрудники Банка России обязаны согласовывать персоналии крупных акционеров банков, но не миноритариев, даже если последние де-факто контролируют кредитный институт. Тем более, как показывает практика, такие банки находятся в зоне особого внимания спецслужб и правоохранительных органов.
Созвездие алякинских банков обеспечивало его владельцу возможность быть полезным человеком для очень влиятельных людей, не забывая про себя. Александр Лебедев (еще один теперь уже экс-банкир) так описывал схему, по которой Алексей Алякин зарабатывал себе на жизнь:
«Покупаешь маленький банк, потом выводишь из него деньги, покупаешь больше, опять выводишь деньги. Когда дойдёт до самого большого, то привлекаешь побольше денег и все их за границу выводишь. Потом говоришь: извините, рыночный коллапс».
В узких профессиональных кругах специализацией Алякина было финансовое сопровождение банкротств. Именно в таком качестве он стал известен и широкой публике, когда в 2012 году засветился в качестве покупателя компании Potok. Под этим названием тогда фигурировала Mirax Group - терпящая бедствие корпорация девелопера Сергея Полонского. В списке людей, связанных с этой сделкой, тогда было замечено присутствие весьма колоритных фигур, вроде адвоката Александра Добровинского. А также Феликс Саттер - человек, близкий и Доналду Трампу и Семену Могилевичу.
История ликвидации Mirax Group закончилась скандалом и обвинениями Полонского в адрес Алякина в выводе активов Potok на два миллиарда рублей и заговоре с целью удержать его в камбоджийской тюрьме.
В июне 2013 года, как будто в ответ на эти обвинения, Следственный комитет РФ заочно обвинил Сергея Полонского в мошенничестве и хищении 5,7 млрд рублей у своих дольщиков.
Одновременно начинается перестройка банковской империи Алексея Алякина. В апреле 2013 года финансист выходит из официального списка собственников банка «Пушкино» - своего главного финансового актива. На его место заступает…. адвокат Александр Добровинский, который совместил роль акционера банка с функциями председателя правления компании Potok.
Все эти перестановки не помешали 30 сентября 2013-го лишить «Пушкино» лицензии. А 3 декабря того же года он был признан банкротом. Ликвидация «Пушкино» привела к выплатам АСВ 20 млрд рублей.
После чего АСВ начало гражданскую тяжбу с Алякиным и его командой, подав иск в Арбитражный суд Московской области о привлечении к субсидиарной ответственности в размере 14 млрд 774,565 млн рублей 12 лиц, контролировавших банк. Первым в списке ответственных - Алексей Алякин. Понадобилось несколько лет убедить суд в том, что именно этот человек является главным ответственным за потери банка «Пушкино». И информация о том, что Алякин контролировал не менее 80% акций, а все остальные акционеры являлись простыми номиналами - это не просто «слухи из интернета» (так аргументировал Арбитражный суд Московской области отказ в рассмотрении иска). Точка в деле была поставлена недавно - в октябре 2019 года. Алексей Алякин должен заплатить. Таким образом депортированного на родину Алексея Алякина здесь ждет исполнительный лист на миллиарды.
Судьба силовиков
Но кроме сугубо личной драмы и финансовых потерь банкира Алякина, его возвращение в Россию может стать драйвером нового витка напряженности в отношениях, сложившихся между ФСБ и МВД. Считается, что разработку Алексея Алякина и его банковской системы начал Денис Сугробов, который в тот момент возглавлял Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России.
Сейчас, как известно, Денис Сугробов это пост больше не занимает. Он отбывает срок по делу об организации преступного сообщества и провокации взяток. Генерал сам попал в разработку, которую вело Управление «К» ФСБ России. Отъезд Алексея Алякина на Украину, арест и осуждение Дениса Сугробова, а также самоубийство его заместителя - Бориса Колесникова, должны были поставить точку в этом запутанном противостоянии. Но возвращение Алякина неизбежно приведет к новым разборам полетов пятилетней или десятилетней давности. Зато репутация «экономических» управлений ФСБ сегодня подорвана делом Фролова, Черкалина и Васильева, которые, как выяснилось, сами представляли из себя теневую финансовую структуру и главного финансового регулятора одновременно. Показания Алексея Алякина могут существенно расширить круг этих теневых директоров российского финансового рынка. Особенно печальным может оказаться очевидное, в общем-то, «открытие» того, что все эти оперативники были всего лишь на подхвате у серьезных людей, которые отдавали команды.
Алексея Алякина экстрадируют на радость всем
Экстрадиция экс-владельца банка «Пушкино» Алексея Алякина рассадит по местам силовиков и банкиров.