Банкротства активов группы компаний «Алмаз», обслуживающей нефтяников в ХМАО, обрастает все новыми крупными финансовыми скандалами. Бенефициары производства, сотрудничавшие с известным в Югре бизнесменом Андреем Копайгорой, находящимся под следствием по обвинениям в целом ряде статей УК РФ, вступили в крупномасштабный конфликт со Сбербанком, который заявил о сотнях миллионов рублей неисполненных обязательств. Совладельцы активов пытаются признать недействительными миллиардные кредитные линии и оспаривают решения собрания участников компаний, на основе которых оформлялись займы и поручительства. В судах уже были сделаны заявления о поддельных подписях и злоупотреблениях финансистов. Впрочем, на текущий момент это не отменяет процедур банкротства на предприятиях группы, которая демонстрировала многомиллиардные обороты и давала рынку в отдельные периоды порядка 2 тысяч рабочих мест. Пока учредители «Алмаза» судятся с банкирами, в очередь кредиторов встраиваются представители нефтяных компаний и госорганов, у которых также накопились крупные претензии к сервисному бизнесу.
Совладельцы ООО «Алмаз» (Радужный, ХМАО) не смогли оспорить введение на предприятии конкурсного производства. Как следует из опубликованной резолютивной части постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда, жалоба Михаила Короткова, Дмитрия Величко, Инны Шпиталевой и Руслана Абдулина оставлена без удовлетворения, решение первой инстанции – без изменения.
Уточним, ООО «Алмаз» – часть ГК «Алмаз», занимающейся изготовлением серийного полнокомплектного погружного оборудования для добычи нефти, систем поддержания пластового давления, а также обслуживанием оборудования.
Согласно информации системы «Контур.Фокус», баланс компании «Алмаз» на конец 2020 года составлял 2,5 млрд, выручка – 1,8 млрд, чистый убыток – 161,5 млн. По данным, направляемым в ФНС, среднесписочная численность сотрудников предприятия в 2019 году фиксировалась в районе 1 733 человек, в 2020 – 1355. Как следует из материалов собрания работников, на апрель 2021 года на предприятии насчитывалось более 1 тыс. человек.
Участниками ООО «Алмаз» по данным системы, числятся вышеупомянутые Коротков, Величко, Шпиталева и Абдулин, а также скандально известный бизнесмен Андрей Копайгора, арестованный по обвинениям по череде статей УК РФ, в том числе мошенничестве.
Банкротные разбирательства в отношении «Алмаза» были инициированы Сбербанком, который заявил о задолженности более чем на 765 млн рублей, часть из них обеспечена залогом имущества.
В итоге дело дошло до конкурсного производства, несмотря на многочисленные возражения совладельцев актива. В очередь кредиторов ООО «Алмаз», помимо банкиров, изъявили желание встроиться госорганы и представители нефтяных компаний.
Так, суд признал многомиллионные долги компании перед «РН-Снабжение», «Самотлорнефтегаз», межрайонной ИФНС №6 по ХМАО-Югре и другими компаниями. С банкротством, к прочему, столкнулись ООО «Алмаз-Металлообработка» и ООО «Завод «Алмаз-Кабель», также входящие в ГК. Работников этих предприятий, как сообщала сама компания, на фоне финансового кризиса трудоустраивали в ООО «Алмаз».
Были предъявлены претензии Сбербанка и к данным компаниям. Как выяснила «Правда УрФО», на текущий момент в Сургутском городском суде в рамках исков финструктуры о взыскании средств, в частности, рассматриваются встречные требования о признании недействительными кредитных линий на сумму порядка 1,5 млрд рублей. Как следует из данных, опубликованных в разделе судебное делопроизводство, разбирательство в этой части продолжается.
Между тем столкновения Сбербанка и совладельцев «Алмаза» продолжаются и в разрезе корпоративных процедур. Например, по иску ряда учредителей ООО «Алмаз» было признано недействительным решение внеочередного общего собрания участников компании, оформленное протоколом от августа 2017. Примечательно, что по итогам собрания было принято решение о предоставлении согласия на заключение кредитного договора с ПАО «Сбербанк России». Вот только совладельцы актива уверяют, что решение принято без их участия.
«Исковые требования обоснованы тем, что истцы, являясь участниками общества, о проведении внеочередного собрания в установленном порядке извещены не были, в собрании участия не принимали, по указанному выше вопросу повестки дня собрания не голосовали, протокол внеочередного собрания не подписывали. Кроме того, указывают, что Шпиталева И.К. и Абдулин Р.Р. в период с 06.08.2017 по 20.08.2017 находились за пределами РФ; Абдулин Р.Р. в период проведения собраний являлся несовершеннолетним; подпись Величко Д.А. (секретарь), содержащаяся в протоколе, не принадлежит указанному лицу», – следует из материалов Арбитражного суда ХМАО-Югры.
Отметим, что свою позицию совладельцам ООО удалось отстоять уже в трех инстанциях. Кроме того, ряд разбирательств был выигран по ООО «Завод «Алмаз-Кабель» и ООО «Алмаз-Металлообработка». В них также шла речь о признании недействительным решения внеочередного собрания участников.
На текущий момент Арбитражным судом Западно-Сибирского округа принята к производству кассационная жалоба Сбербанка об оспаривании результата внеочередного собрания участников «Алмаз-Металлообработка».
Отметим, что корпоративный конфликт также, вероятно, связан с персоной Андрея Копайгоры. Так, ранее «Правда УрФО» сообщала о разбирательствах совладельцев «Алмаза», Карлгаш Контрабаевой, которой местные СМИ, в частности, приписывали работу в «Сургутнефтегазе», и семьи бизнесмена.
При этом собеседники издания отмечали, что Копайгора якобы «входил в круг влияния экс-гендиректора «Корпорации развития» Сергея Маслова, которого, в свою очередь, относили к группе экс-министра экономического развития России Алексея Улюкаева». «После возникновения проблем у старших товарищей посыпался и весь нижестоящий бизнес», – описывали свое видение источники в политкругах ХМАО.
«Правда УрФО» также подробно сообщала о проблемах строительного бизнеса, связанного с бизнесменом, и других производственных активов, к которым были предъявлены миллиардные претензии.
‟Алмаз‟ Копайгоры укатился в банкротство
Партнеры Копайгоры долги отрицают, суд подтвердил обоснованность банкротства актива ГК.