Объединенная металлургическая компания может столкнуться с антимонопольными штрафами за рост цен на железнодорожные колеса. Так, ФАС признала Выксунский метзавод ОМК виновным в завышении цен с апреля 2019 года, и теперь компании может грозить оборотный штраф в размере до 15% от выручки от продажи колес на рынке РФ в 2019 году. Одновременно решение ФАС, освободившее ВМЗ от аналогичных обвинений за 2017–2018 годы, было успешно оспорено покупателями колес в суде как первой, так и второй инстанции.
ФАС признала Выксунский металлургический завод (ВМЗ), входящий в Объединенную металлургическую компанию Анатолия Седых, виновным в установлении монопольно высоких цен на железнодорожные цельнокатаные колеса (ЦКК) с апреля 2019 года. Решение оглашено 8 июля.
В ФАС заявили, что размер штрафа «будет определен по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении». В ОМК “Ъ” сообщили, что нарушений антимонопольного законодательства не допускали и ждут полного текста решения.
Операторы и грузоотправители, нуждающиеся в крупных поставках колес, не первый год выражают недовольство высокими ценами. Их рост во второй половине 2016 года последовал за скачком спроса на колеса, связанным с оживлением рынка грузоперевозок, а также истощением запасов колес, оставшихся после массового списания полувагонов в 2015–2016 годах. В октябре 2018 года ФАС возбудила дело против обоих российских производителей ЦКК (ВМЗ и «Евраз НТМК») в связи с ростом цен в 2017–2018 годах. Но сначала служба исключила из дела «Евраз НТМК», определив, что единоличное доминирующее положение на рынке занимает ВМЗ (см. “Ъ” от 20 июня 2019 года), а следом освободила от обвинения и ВМЗ, объяснив высокие цены ажиотажным спросом (см. “Ъ” от 18 июля 2019 года). Но это решение было успешно оспорено «Уралхим-Трансом» в первой инстанции в феврале, а 6 июля апелляционный суд оставил это решение без изменения. В ФАС “Ъ” заявили, что подадут на это решение кассационную жалобу.
При этом ФАС продолжила разбирательство — уже в отношении другого периода, с апреля 2019 года. Причиной стали проведенные ВМЗ открытые запросы цен, где цена мелких партий колес иногда превышала 100 тыс. руб. (см. “Ъ” от 31 мая 2019 года).
Руководитель антимонопольной практики адвокатского бюро «Иванян и партнеры» Екатерина Смирнова, представляющая Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) и «Трансойл» в этом деле, поясняет, что конкурентные запросы цен на ЦКК в 2019 году «стали для рынка дополнительным шоком».
Во-первых, поясняет она, никто из участников рынка не знал, какой объем будет выставлен на торги. «Во-вторых, ВМЗ предлагал всем потребителям приобретать колеса именно с использованием процедуры торгов, а не на основании заключенных договоров поставки, тем самым спровоцировав ажиотажный спрос,— говорит госпожа Смирнова.— В-третьих, начальная цена на торгах изначально была монопольно высокой».
«Признание ВМЗ нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 10 закона о защите конкуренции считаем адекватным результатом той ситуации резкого роста цен, которая имела место в 2019 году»,— говорит заместитель гендиректора, директор по правовым вопросам АО «ОХК Уралхим» Димитрий Татьянин. В связи с этим решением вкупе с решением апелляционной инстанции по 2017–2018 годы «Уралхим» надеется, что результатом рассмотрения «будет установление справедливых и экономически обоснованных цен на ЦКК для производителей минеральных удобрений».
Партнер юрфирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов говорит, что при признании ВМЗ нарушителем ему грозят санкции по ст. 14.31 КоАП, в соответствии с которой может быть назначен оборотный штраф в размере от 1% до 15% выручки от реализации конкретного товара, на рынке которого совершено административное правонарушение. «Размер штрафных санкций будет зависеть от масштабов злоупотребления доминирующим положением, признаки которого обнаружены»,— поясняет он. “Ъ” видел предварительные расчеты ФАС, относящиеся к делу, но в них информация, которая могла бы использоваться для оценки размера предельного штрафа, была отнесена к коммерческой тайне.
Анатолий Седых задрал колеса перед ФАС
ФАС признала Выксунский завод виновным в росте цен.