Известному красноярскому бизнесмену Анатолию Быкову, обвиняемому в организации убийств предпринимателей, суд изменил меру пресечения, заменив домашний арест по одному из уголовных дел, возбужденных против него, на заключение под стражу. Поводом стало интервью, которое Анатолий Быков дал журналистам, находясь в СИЗО. Предприниматель заявил СМИ, что дело в отношении него является сфальсифицированным. Прокуратура посчитала выступление Анатолия Быкова нарушением условий домашнего ареста и незаконным воздействием на присяжных заседателей, которые рассматривают его уголовное дело.
Свердловский райсуд Красноярска заменил домашний арест на содержание под стражей красноярскому предпринимателю Анатолию Быкову, который обвиняется в организации убийства коммерсантов Александра Наумова и Кирилла Войтенко, совершенного в июле 1994 года. Решение вынесено по ходатайству прокуратуры Красноярского края.
Причиной такого решения стало интервью, которое Александр Быков, содержащийся в красноярском СИЗО-1, на прошлой неделе дал журналистам Дмитрию Полушину и Павлу Брыкину. Видеоролик, опубликованный 6 июня в интернете, собрал более 162 тыс. просмотров и 9,4 тыс. лайков.
В интервью, которое длилось более часа, Анатолий Быков заявил, что считает уголовное дело против себя сфальсифицированным.
«Я знал, что против меня будут возбуждаться уголовные дела, чтобы остановить меня на выборах в Госдуму, в заксобрание. Меня предупредили, что возбудили уголовные дела. Мне не от кого бежать. Меня тюрьмой не запугать»,— сказал он, отметив, что «никто не пытался расследовать, кто пытался взорвать Быкова». Быков утверждает, что губернатор Александр Усс и начальник ГУ МВД по Красноярскому краю Александр Речицкий якобы «дали команду» начать кампанию против него.
Прокуратура заявила, что домашний арест предусматривает определенные ограничения, в том числе и запрет на общение с посторонними лицами. Прокуратура также отметила, что уголовное дело в отношении Быкова рассматривается по его ходатайству с участием коллегии присяжных заседателей. «В соответствии с законом в присутствии присяжных запрещено исследовать вопросы, связанные с процессом получения доказательств, в том числе вопросы фальсификации. В случае возникновения таких вопросов они рассматриваются судом с участием прокурора и адвокатов в отсутствие присяжных, о чем достоверно известно подсудимому»,— сообщили в прокуратуре края. Ведомство посчитало, что Анатолий Быков, дав интервью, нарушил условия домашнего ареста и попытался оказать «незаконное воздействие на присяжных заседателей».
Анатолий Быков был отпущен под домашний арест в октябре 2020 года. Он должен был находиться в своем загородном доме, который мог покидать только при проведении следственных действий. При этом перемещения Быкова должны были контролироваться при помощи электронного браслета, закрепленного на его лодыжке. Однако в день изменения меры пресечения Быков снова был задержан по другому уголовному делу, которое расследуется в отношении него, и помещен в СИЗО.
Адвокат Быкова Алексей Прохоров сообщил, что в ходе судебного процесса об изменении меры пресечения у защиты не было возможности задать вопросы прокурору. «Мы бы очень хотели спросить у прокурора, известно ли ей, что СИЗО-1 является режимным объектом, а не проходным двором. Известно ли ей, кто и какие должностные лица дали разрешение на проход журналистов к Анатолию Быкову в СИЗО для дачи интервью. Если ей это не известно, то должен ли был Анатолий Петрович Быков, находясь в СИЗО, знать, что журналисты, которые к нему пришли, решили сделать это без какого-либо согласования, и как это вообще могло произойти?» — сказал он. Адвокат также отметил, что защите было отказано в получении материалов служебной проверки по факту посещения СИЗО журналистами.
Алексей Прохоров указал на то, что, начиная с октября 2020 года, Быков не соблюдает условия домашнего ареста. И прокурору, и суду известно, что Быков не живет по адресу, который избран судом как место для домашнего ареста, у Быкова нет электронного браслета для отслеживания, а также возможности общаться с посторонними лицами. «Почему-то все время это всех устраивало. Защита неоднократно заявляла, что эта мера пресечения (домашний арест.— “Ъ”) не исполняется, и поэтому ее бессмысленно продлевать. И спустя более чем полгода выяснилось, что Быков не соблюдает возложенные на него запреты».
Предприниматель Анатолий Быков, который ранее возглавлял совет директоров КрАЗа и несколько раз избирался в красноярское заксобрание, был арестован в мае 2020 года. Ему предъявили обвинение в организации убийства в 1994 году (ст. 102 УК РСФСР) красноярских коммерсантов Александра Наумова и Кирилла Войтенко, которое было совершено еще в 1994 году.
По версии следователей, убийство было ответом Анатолия Быкова на организованное на него покушение: был взорван автомобиль, в котором находился Анатолий Быков.
В дальнейшем в отношении бизнесмена было возбуждено еще четыре уголовных дела. Три из них находятся в стадии расследования: речь идет о руководстве преступным сообществом (ч. 1 ст. 210 УК РФ), покушении на убийство бывшего вице-президента федерации бокса Красноярского края Андрея Грабовского (ст. 30 и ст. 105 УК РФ), уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере (ч. 2 ст. 198 УК РФ). Также он обвиняется в подстрекательстве к убийству учредителя фирмы по утилизации промышленных отходов Андрея Неколова — последнего застрелили 18 января 2005 года (ст. 33 и ст. 105 УК РФ). По этому уголовному делу Анатолию Быкову в октябре прошлого года была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Анатолия Быкова изъяли из дома
Суд изменил меру пресечения красноярскому авторитетному предпринимателю.