О предстоящем прекращении конечной сборки вертолетов в Кумертау (Республика Башкортостан) рассказал в интервью «Ведомостям» гендиректор «Вертолетов России» Андрей Богинский. «У нас нет задачи закрыть Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП), а есть задача сделать из него конкурентоспособного комплектатора», – отметил он.
КумАПП производит и продает всего 8–12 вертолетов в год – Ка-32 и легкие Ка-226 – и в основном сфокусировано на модернизации и ремонте ранее поставленной техники, продолжает топ-менеджер. «Мы давно приняли решение, что легкий вертолет Ка-226 для Индии будет производиться на Улан-Удэнском заводе. Ожидается заключение контракта с Индией на производство 200 машин: 60 – в России, 140 – в Индии с локализацией более 50%. Под это в Улан-Удэ строится сборочная линия, логично, чтобы с запуском линии остался один производитель Ка-226», – объяснил Богинский.
Второй вопрос – Ка-32. Это специфический вертолет, предназначен для пожаротушения, поиска и спасения, есть устойчивый спрос на 3–4 машины в год. Из-за особенностей редуктора у него довольно небольшой салон, поэтому для перевозки пассажиров его использовать нецелесообразно, говорит он. Но таких машин было выпущено около 200, много поставлено за рубеж – это потенциал для модернизации, а сборку в небольших количествах имеет смысл перенести. Ближайшая площадка – Казань.
В холдинг «Вертолеты России» входит пять вертолетных заводов: помимо КумАПП, это Казанский, Ростовский и Улан-Удэнский заводы, а также Арсеньевский авиационный комплекс «Прогресс» в Приморском крае. В 2018 г. они поставили около 200 вертолетов, а в этом году планируют 250, рассказал Богинский.
«Сроков, когда будет остановлена конечная сборка в Кумертау, пока нет, резких действий и шагов мы предпринимать не будем», – продолжает Богинский. КумАПП, по его словам, продолжит основную работу по вертолетам: сборку фюзеляжа, навеску основных систем и агрегатов, а финальная сборка, облет будут в будущем перенесены в Казань. Мы ставим задачу при любых преобразованиях на заводах в моногородах (Кумертау и Арсеньев) не снизить выплаты налогов в местные бюджеты и занятость, подчеркивает Богинский.
«В принципе, «Вертолеты России» могли бы закрыть конечную сборку и на «Прогрессе», но теперь, после модернизации завода под гособоронзаказ, это вряд ли произойдет», – говорит человек, близкий к холдингу. «ААК «Прогресс» имеет стабильную загрузку по производству вертолетов Ка-52, в рамках гособоронзаказа предприятие обеспечено контрактами до 2022 г. с перспективой дальнейших заказов до 2027 г. Кроме того, в соответствии с программой диверсификации в 2019 г. на заводе начнется серийный выпуск гражданских вертолетов Ка-62, в производственный план текущего года заложены четыре машины данного типа», – говорит представитель холдинга.
До сих пор ни один государственный авиастроительный холдинг не отказывался от конечной сборки на своих заводах. Конечная сборка требует огромных дополнительных площадей, в том числе под аэродромы. Хотя планы сократить количество заводов-финалистов есть и у Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
«Мы прорабатываем различные сценарии снижения затрат на ряде предприятий за счет отказа от содержания аэропортовых хозяйств, летно-испытательных комплексов и аэродромов, переориентации на агрегатное производство. В ближайшие 10 лет нам надо оптимизировать до 40% площадей, сделать наши предприятия более продуктивными», – рассказывал в августе 2018 г. «Ведомостям» президент ОАК Юрий Слюсарь. ОАК продолжает работу в этом направлении, отметил представитель холдинга.
Андрей Богинский приземлит вертолеты
О предстоящем прекращении конечной сборки вертолетов в Кумертау (Республика Башкортостан) рассказал в интервью «Ведомостям» гендиректор «Вертолетов России» Андрей Богинский.