Андрей Костин своих «не сдает»?
Бывший старший вице-президент ВТБ Игорь Лебедев за соучастие в вымогательстве «отката» в $1,42 млн получил всего четыре года условно.
Вторая обвиняемая по этому делу так же отделалась условным сроком. Возможно, высокопоставленных банковских служащих от реального срока заключения спасло «покровительство ВТБ», сообщили корреспонденту The Moscow Post независимые эксперты.
«Условный срок» для топ-менеджера ВТБ
В России продолжается антикоррупционная кампания, которая затронула и банковский сектор. Казалось бы, что перед законом и здесь должны быть все равны. Однако, похоже, что в случае, когда на скамье оказывается бывший старший вице-президент ВТБ, принципы Фемиды резко меняются.
Так, к примеру, нередки случаи, когда за кражу мобильного телефона или дамской сумочки (в зависимости от обстоятельств преступления) люди получают от 3 до 5 лет тюрьмы. А вот экс-топ-менеджер ВТБ Игорь Лебедев, который судом бы признан виновным в соучастие в вымогательстве «отката» в $1,42 млн за получение кредита, был осужден на условный срок. А и то ему дали только условных 4 года.
И во тут интересно, почему кто-то за воровство буханки хлеба садится в тюрьму, а кто-то за схему с вымогательством почти полтора миллионов долларов у иностранной компании (CanBaikal Resources – прим.ред.) получает условный срок? Или просто президент ВТБ Андрей Костин своих «не сдает»?
Когда «откат» не бывает «богат»
Кстати, Лебедев даже не был основным фигурантом этого дела. Зато он был, как считают силовики, не только посредником, но и своеобразным «гарантом» проведения этой аферы. А главным объектом обвинения была бывшая вице-президент ЕБРР от России Елена Котова.
Напомним, что все началось с того, что канадская компания CanBaikal Resources, владельцем который является экс-чиновник из Минприроды и член Общественной Палаты Игорь Черников, обратилась в ЕБРР за кредитом для развития проектов нефтедобычи в ХМАО. Причем, сумма кредита была довольно немаленькая - $95 млн.
Однако, судя по показаниям Черникова, чтобы получить эту сумму в ЕБРР от него потребовали «откат». По версии следователей, эту аферу пытались провернуть на тот момент вице-президент ЕБРР от России Елена Котова при посредничестве бывшего вице-президента ВТБ Игоря Лебедева.
Но Игорь Черников не стал это терпеть и сам обратился в службу внутреннего контроля ЕБРР. Вскоре проверяющие нашли у Елены Котовой активы в офшорах и обратилась в полицию лондонского Сити.
После того, как ЕБРР передала результаты этого расследования правительству РФ, то на тот момент председатель правительства Владимир Путин освободил Котову от должности и снял с нее дипломатический иммунитет. Далее Котова и Лебедев предстали перед следственными органами.
Банкиры показаний не дают?
В конечном итоге, суд признал доказанным, что Елена Котова совершила покушение на «коммерческий подкуп» (ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 204 УК РФ), а Игорь Лебедев был пособником в этом преступлении. Так что «дело ЕБРР» кончилось тем, что Котова получила 5 лет тюрьмы условно, а Лебедев – 4 года тюрьмы (тоже условно)
При этом данное дело могло развалиться. Ведь, когда начался допрос свидетелей, выяснилось: топ-менеджеры ЕБРР, допрошенные ранее в ходе расследования дела, а также нынешний исполнительный директор банка от России Денис Морозов не намерены являться в суд для дачи показаний .
Между тем на допросе этих свидетелей настаивала защита обоих подсудимых. На запрос суда юридическая служба ЕБРР ответила, что дипломатический иммунитет, которым обладают сотрудники банка, позволяет им не являться в суд.
Поговаривают, что Морозов, не ходя на допросы, просто не хотел раздувать новый скандал в ЕБРР. А вот в пресс-службе ВТБ вообще отказались давать объяснений о деятельности Игоря Лебедева на посту старшего вице-президента банка !!!
Иными словами, сразу сложилось такое мнение, что ЕБРР и ВТБ хотят это дело «замять», ну или на крайний случай добиться для Котовой и Ледева условных сроков, что и было сделано.
ВТБ «заметает» следы?
Впрочем, «дело Лебедева» - это уже не первый момент, когда ВТБ заподозрили в том, что этот госбанк «прикрывает» своих сотрудников от уголовной ответственности. Здесь стоит вспомнить «сомнительные обстоятельства» смерти бывшего вице-губернатора Подмосковья (2009- 2012 гг.) и экс-главы Росфинмониторинга Константина Седова , который скончался 29 ноября 2012 года на 43 году жизни.
Все дело в том, что Кузнецов пытался вернуть в бюджет активы (в том числе и недвижимость), украденные экс-министром финансов Подмосковья Алексеем Кузнецовым. А вот помогал ему в этот тот самый связанный с Андреем Костиным бенефициар Quorum Debt Management Артем Зуев, которого в бизнес-кругах негласно называют «Кротом» (по неофициальным данным, это его прозвище).
При этом смерть Седова, возможно, была выгодна Костину, так как, если бы глава Росфинмониторинга докопался бы до того, кому в реальности ушла «кузнецовская» недвижимость, то у главы ВТБ явно были бы проблемы.
Земля или взятка?
Все дело в том, что уже на посту главы Росфинмониторинга Константин Седов стал распутывать «темную историю», когда по серой схеме в 2009 году в собственность ВТБ перешли 20 земельных участков общей площадью 1,1 тысяч га, а банк, закрыв глаза на $2,4 миллиарда невозвращенного кредита холдинга ОПК экс-сенатора Сергея Пугачева, получил для своих топ-менеджеров $400 млн. «комиссии».
В данном случае речь идет о махинациях с землей на Верхней Рублевке, собственником которых оказался ВТБ через «серую схему»! Кстати, здесь возникает вполне логичный вопрос: «Куда смотрели эксперты из кредитного комитета ВТБ при одобрении ссуды размером $2,4 миллиарда для ОПК?»
А ведь госбанку после этого был нанесен серьезнейший ущерб, так как стоимость залога на загородном рынке недвижимости резко обесценилась . Таким образом, государственному бюджету был нанесен прямой урон размером $2,4 миллиарда, однако, за это никто не ответил! Напротив, топ-менеджеры ВТБ (вероятно, сам Костин) еще и получили солидные «барыши» с той сделке в виде «комиссии» в $400 млн. долларов. Согласитесь, что это напоминает банальную взятку?!!
Но со смертью Седова это дело было «замято». Так что, по всей видимости, топ-менеджеры ВТБ считают себя выше закона. Ведь ни следствие, ни суд – им не страшны, а максимальное наказание, если оно вообще будет, может составить лишь несколько лет условного срока.
«Новое дело» для Костина, или ситуация со «Славянским банком»?
Однако, похоже, что вскоре господину Костину и его команде придется столкнуться с новыми претензиями следствия, ведь 27 мая 2014 года стало известно о том, что Следственное управление ГУВД Москвы возбудило уголовное дело по факту мошенничества на сумму 94 млн руб. Эти денежные средства были похищены у Славянского банка.
Так с 27 по 29 июля 2010 года было совершено хищение 94 млн руб. группой лиц при помощи проведения финансовых операций по легализации вышеуказанной суммы. Такая схема была использована для придания правомерного вида пользованию средствами.
Известно, что это мошенничество было организовано фигурантом ранее возбужденных уголовных дел. «Установлено, что данные средства ранее были похищены подозреваемым путем мошенничества у АКБ «Славянский банк». Расследование продолжается», - заявили журналистам в пресс-службе полиции Москвы.
Ранее сообщалось о том, что Славянский банк входил в группу банкира Матвея Урина вместе с ростовским Донбанком, челябинским «Монетным домом», екатеринбургским Уралфинпромбанком и Традо-банком. Этот банкир был приговорен к 7,5 годам колонии за мошенничество в особо крупном размере .
Связь Матвея Урина и ВТБ
Следователи считают, что Урин, имея цель присвоить деньги клиентов, приказал Традо-банку приобрести ценные бумаги «Роснефти», Лукойла, «Уралкалия», «Татнефти», «Полюс Золота», «Сургутнефтегаза», МТС и «Русгидро» у собственных подставных фирм «Форвард Кэпитал» и «Ричмонд Секьюритис», исполнитель аферы был налицо. А в случае с банком «Славянский» такую же схему провернули «неустановленные лица», которые тоже, видимо, работали на Урина. Схожая картина складывалась в истории с фальшивыми векселями Традо-банка номинальной стоимостью более 214 млн рублей, которые изготовили и сбыли всё те же «неустановленные лица».
Поговаривают, что партнером банкира Матвея Урина был тот самый тесно связанный с главой ВТБ Андреем Костиным Артем Зуев!!!
Как сообщают источники, Урин через Зуева, по слухам, активно присваивал подмосковную недвижимость по рейдерских схемам. Кроме того, партнеры занимались комбинациями по так называемому вторичному обременению долгами региональных активов, включая ООО «СК «Спецстрой», ЗАО «Стройинвест», ЗАО «Проект» и других.
А, когда Костин и Зуев стали работать вместе, то количество финансовых скандалов с участием этой «парочки» заметно возросло!
В особенности это проявилось, когда в сферу интересов и аппетитов ВТБ попали учрежденный Уриным Фонд жилищного и социального строительства Калининградской области, принадлежащий Урину Соцгорбанк и многие другие активы. В переделе «уринского сектора» банковского рынка в пользу ВТБ активную роль играл именно Артем Зуев!
ВТБ
Так интересно, а куда же были выведены миллионы из банков Урина. И не оказались ли они при помощи Зуева и Костина на счетах топ-менеджеров ВТБ?!!
С учетом того, что расследование «славянского дела» Матвея Урина, в котором может быть замешан и Артем Зуев, только началось, эксперты полагают, что Андрею Костину вскоре вновь придется проявить свои лоббистские способности. Однако, вряд ли у главы ВТБ каждый раз так виртуозно получится защищать «своих». А ведь когда-нибудь следствие сможет добраться и до самого господина Костина!