Каждый из участников создал букву и алфавит в своём неповторимом стиле, чтобы продемонстрировать новый взгляд на русскую культуру. Сегодня ищут мастера, который нарисует последнюю букву. «Октагон.Крым» поговорил с участником проекта из Севастополя о новых культурных смыслах и проблемах развития искусства граффити на полуострове.
Стены не хватило
В 2019 году для мастеров уличного искусства был проведён специальный урок по каллиграфии в Москве. Однако рисовать буквы предлагалось не на бумаге, а на стене завода «Флакон». Тогда её украсили причудливые узоры и орнаменты, в которых легко угадывались буквы русского алфавита. Пространства стены для художников оказалось мало, возникла идея не ограничиваться этим и создать полноценную азбуку с современным дизайном.
Такие проекты уже создавались на Западе. Инициатор проекта в России художник Дмитрий Аске десять лет назад принимал участие в создании граффити-букваря немецкой уличной художницы Клаудии Вальде.
В России проект был значительно масштабирован. Художникам предложили не только нарисовать одну букву, но и собственную авторскую азбуку. Своё видение русского алфавита уже продемонстрировали известные мастера граффити Дмитрий Аске, Покрас Лампас, Алексей Лука, Джеки Дугн, Петро и Павел Ртуе. Сейчас «Граффити-азбука» ищет 33-го художника, который создаст букву «Я». Работы мастеров граффити можно увидеть на специальной стрит-арт-платформе FGA. А за работой художников в режиме онлайн легко следить в социальных сетях проекта для подростков «Кругозор». После завершения проекта выйдет книга с новыми азбуками.
Азбука может быть увлекательной
Аркадий Ротенберг подчёркивает, что «Граффити-азбука» отличается от классического искусства. Рассказать о том, что культура может быть современной и доступной каждому, сегодня требуется на понятном молодёжи и подросткам языке, ведь они воспринимают мир через яркие визуальные образы. Граффити как художественное произведение легко передаёт главные темы, которые интересуют современных подростков, в числе которых музыка, мода, искусство, архитектура, медиа и блогосфера.
«Мы посмотрим на традиционный кириллический алфавит с другой стороны. На основе новой азбуки можно реализовать много партнёрских проектов. Они смогут повлиять на подрастающее поколение, сказать о том, что наша культура может быть современной».
Аркадий Ротенберг | предприниматель
«Нам важно показать детям, что в России можно создавать интересные проекты. У нас есть для этого все возможности и ресурсы. Чем раньше дети и подростки смогут это понять, тем больше у нас шансов увидеть позитивные изменения в обществе», – рассказал Аркадий Ротенберг.
Через современные граффити-образы молодёжи покажут красоту и глубину российской письменности. После выпуска бумажной книги появится её онлайн-версия, а часть шрифтов можно будет использовать в социальных сетях. Книгу также планируют запустить в продажу на зарубежном рынке.
В Крыму из законного – только политические граффити
Художник из Севастополя Павел Ртуе занимается уличными граффити уже более 20 лет. Свою часть книги он создал за неделю, но перед этим ещё неделю боялся сесть за изготовление эскизов. Алфавит Ртуе нарисовал в привычной для него технике – цветными детскими фломастерами на бумаге. Художник рассказал «Октагон.Крым», как попал во всероссийский проект и какими были его первые граффити.
– Свои первые граффити я нарисовал ночью на асфальте баскетбольной площадки у себя во дворе. Тогда я учился в шестом классе, поэтому на всякий случай со мной была мама, – вспоминает художник.
Он отмечает, что в большинстве своём граффити давно стали культурными. Всё, что появляется в городе вне проектов, – попытки начинающих и интересующихся школьников заявить о себе, показать свой протест обществу и зарекомендовать себя среди своих ровесников.
– Это было и будет, бороться можно, но почти безрезультатно. Лучший способ – это воспитать и научить. Все, кто занимаются этим ради бунта, отвалятся через год-два, им надоест, – считает Павел.
При этом он с сожалением отмечает, что в Крыму граффити-искусство почти не развивается. На полуострове сегодня существуют лишь политические граффити, их много, и это единственные легальные и согласованные граффити.
«В Крыму стрит-арт уже давно не развивается, если вообще развивался. Помимо “Битвы года” в Ялте я не вспомню ничего, связанного с граффити и не связанного при этом с политически ангажированными росписями».
Павел Ртуе | художник
– Сейчас в Крыму практически не проводят ничего, ориентированного на молодёжь, на то, что ей действительно интересно, что организовывали бы люди знающие, а не для галочки, как это часто бывает, особенно перед выборами, – говорит художник.
Сегодня заниматься граффити законно в регионе почти невозможно. Он поделился опытом, когда им была предпринята попытка создать согласованный стрит-арт на одной из стен Севастополя.
– Получить разрешение на роспись, если у тебя нет связей, практически невозможно. Когда-то я пытался добыть разрешение, хозяин поверхности был не против, но спустя два месяца попыток дойти до главного архитектора города мы поняли, что всем всё равно, а теперь и нам, – резюмирует Ртуе.
Художник всё равно не оставляет своё ремесло. Несмотря на ограничения со стороны администрации города, он стал одним из самых известных граффити-мастеров на полуострове.
Аркадий Ротенберг выпустит букварь
Миллиардер и близкий друг президента Аркадий Ротенберг курирует проект создания первого в России граффити-букваря, который рисуют известные художники.