Студия Артемия Лебедева потребовала от издательства «Эксмо» 1,5 млн рублей в качестве компенсации за незаконное использование шрифта «Клементина» в новом оформлении обложек серии книг «Татьяна Устинова. Первая среди лучших». Исковое заявление принято к производству 7 сентября, первое заседание назначено на 23 ноября, сообщили «Известиям» в пресс-службе Московского арбитражного суда.
Получить комментарий у представителя дизайнерской студии не удалось. Юрист издательства «Эксмо» также оказался недоступен для комментария.
Согласно официальному сайту студии Лебедева, в общей сложности с мая 2015 года дизайнер направил в «Эксмо» 12 писем-претензий на 12 книг Татьяны Устиновой в новом оформлении, где на обложке «Клементиной» написана фамилия автора. По первому письму (к книге Устиновой «Чудны дела твои, Господи!») издательство выплатило компенсацию, но остальные проигнорировало. Сам иск подан из-за книги Устиновой «Ковчег Марка».
— Если сравнить собственно надпись «Устинова» на обложке с аналогичной надписью шрифтом «Клементина», становится очевидно, что это сжатая по пропорциям и покореженная «Клементина». На это указывает не только характер написания, но и все, даже незначительные, детали надписи, которые в точности повторяют аналогичные в шрифте, — считает один из ведущих российских шрифтовых дизайнеров, основатель студии Contrast Foundry Мария Дореули.
По ее словам, даже если куплена лицензия на использование, этого недостаточно для вольного обращения со шрифтом, так как некоторые производители запрещают модификации. Доказать свою правоту бывает сложно в силу ряда юридических тонкостей.
— В России закон не защищает собственно идею (конкретный образ шрифта), но тем не менее защищает конкретный рисунок, содержащийся в шрифтовом файле. Если за основу своей работы дизайнер возьмет шрифт и перерисует его с нуля, то с точки зрения закона проблем не будет, хотя по этическим соображениям так поступать некорректно. Но если же дизайнер возьмет за основу шрифт, немного видоизменит контур и представит результат своей работы как самостоятельное произведение, то совершит противозаконное действие. В данной ситуации очевидно, что автор надписи на обложке не просто вдохновился идеей шрифта, а использовал в работе его контуры, — подчеркнул эксперт. — Все дизайнеры стараются следить за соблюдением своих прав, однако в суд обращаются только при вопиющих ситуациях, когда не удается достучаться мирным путем
.
По мнению председателя президиума московской коллегии адвокатов «Жорин и партнеры» Сергея Жорина, несмотря на «шрифтовую» специфику, суд будет рассматривать иск Лебедева как рядовое дело о нарушении авторских прав.
— Закон в таких случаях предусматривает компенсацию от 10 тыс. до 5 млн рублей или в двойном размере от стоимости нарушенного права. Перспективы истца в суде прямо зависят от того, что он будет требовать — конкретную сумму или двойной размер стоимости нарушенного права. В первом случае суд, скорее всего, остановится на 20–30 тыс. рублей. Второй путь более сложный, но и сумма может быть в разы больше, — отметил юрист.
Курсивный шрифт «Клементина» был разработан дизайнером Еленой Новоселовой (права принадлежат Студии Артемия Лебедева) в 2011 году и быстро завоевал популярность. В рекламной продукции его используют «Шоколадница», «Перекресток» и другие компании. Стоимость лицензии указана на сайте — для юрлица она составляет 2 тыс. рублей. Лебедев строго следит за соблюдением своих прав и часто обращается в суд. Например, в 2014 году он подал на «Нестле» из-за незаконной переработки «Клементины» в оформлении конфет «Любимые десерты в шоколаде» (дело ведется). А в 2015-м — отправил письмо-претензию ВГТРК из-за шрифта «Клинкопись», использованного в анонсе сериала «Цвет папоротника» (выплачена компенсация).
Татьяна Устинова — популярная российская писательница, работает в жанре детектива. С 2000 года издается в «Эксмо». В 2004 году стала лауреатом ТЭФИ за сценарий к сериалу «Всегда говори «всегда». По опросу ВЦИОМа, в 2010 и 2011 годах входила в первую тройку самых читаемых писателей страны.
Артемий Лебедев требует с «Эксмо» 1,5 млн рублей через суд
По мнению дизайнера, издательство незаконно использовало его шрифт при оформлении книг Татьяны Устиновой.