В банке «Стройкредит» и Русском земельном банке (РЗБ), которые лишились банковской лицензии 18 марта этого года, выявлены случаи дробления вкладов. Как рассказали «Известиям» в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ), общий объем вкладов, полученных путем дробления (перевод на счета физлиц негарантированных государством средств юрлиц или разделение крупных розничных вкладов на более мелкие, подпадающие под страховое возмещение 700 тыс. рублей), в этих банках составил 703 млн рублей. «Дробильщики» не включены в реестр страховых выплат — для получения возмещения они должны вернуть средства в исходное состояние.
Как сообщили «Известиям» в пресс-службе АСВ, в ходе проверки банка «Стройкредит» и РЗБ были выявлены операции по ненадлежащему формированию остатков на счетах граждан в целях неправомерного получения страхового возмещения.
— В банке «Стройкредит» объем таких операций составил 325 млн рублей, а в РЗБ — 378 млн рублей, — пояснили в АСВ.
Общий страховой объем ответственности АСВ перед вкладчиками «Стройкредита»– составил 10,3 млрд рублей. За этим возмещением могут обратиться 35,7 тыс. вкладчиков (из них 558 клиентов — индивидуальные предприниматели, которым будет выплачено 38,1 млн рублей). Число клиентов Банка развития бизнеса, которые получат страховое возмещение в размере 5 млрд рублей, достигает 9,9 тыс. человек (из них 11 клиентов-ИП получат 101,5 тыс. рублей).
Интересно, что в Мастер-банке — рекордном страховом случае за всю историю АСВ (объем страховой ответственности 31,2 млрд рублей, лишился лицензии 20 ноября 2013 года) не было выявлено ни одного случая дробления вкладов. Хотя более 20 тыс. клиентов-физлиц имели средства на счетах в банке, превышающие объем страховой ответственности АСВ (700 тыс. рублей). Совокупные остатки их средств, не покрытые страховыми выплатами, составили около 14 млрд рублей. Впрочем, отзыв лицензии у Мастер-банка был полной неожиданностью как для его клиентов, так и для банков-партнеров.
В настоящее время АСВ формально не может отказать в выплатах «дробильщикам», однако сомнительные сделки агентство вправе оспорить в суде. Оспаривание агентством сомнительных сделок, совершенных клиентами банков в преддверии отзыва лицензии или назначения временной администрации, — его прямая обязанность, говорят юристы. Однако и «дробильщики» обращаются в суд, требуя выплаты возмещения. Причем им довольно часто удается оспорить действия АСВ: суды в Тюмени удовлетворили более 200 исков «дробильщиков», а в Калининграде — более 100.
Впрочем, в арсенале АСВ может появиться мощное оружие против граждан, дробящих вклады. АСВ хочет получить право «приостанавливать, блокировать выплаты страхового возмещения в тех случаях, когда видит криминальный характер образования остатков на счетах». Соответствующие поправки сейчас готовятся. В этом случае в агентстве будут сразу отказывать в выплатах. К уголовной схеме будут относить фиктивное оформление депозита с целью неправомерного получения выплат от АСВ. В прошлом году такие схемы в большом количестве были выявлены в нескольких дагестанских банках после отзыва у них лицензии. В подобных случаях в АСВ предлагают такой порядок действий: агентство пишет заявление в правоохранительные органы с просьбой возбудить дело по статье «Мошенничество», одновременно приостанавливая страховые выплаты по подозрительным вкладам. Выплаты возобновляются только после отказа в возбуждении дела или по решению суда.
Как ранее отмечал замгендиректора АСВ Андрей Мельников, случаи злоупотребления со вкладами участились в связи с массовым отзывом банковских лицензий. В частности, большое количество вкладчиков-«дробильщиков» было выявлено в банке «Пушкино», Инвестбанке, БПФ. Большое количество «дробильщиков» было выявлено в банках группы Матвея Урина (Традо-банк, Славянский банк, Соцгорбанк).
«Стройкредит» лишился лицензии за неисполнение законов и нормативов ЦБ и в связи с подачей недостоверной отчетности.
«Банком проводилась высокорискованная кредитная политика и не создавались адекватные принятым рискам резервы на возможные потери по ссудной задолженности и прочим активам. Кредитная организация осуществила значительные вложения в паевой инвестиционный фонд, учет которых осуществлялся по существенно завышенной цене», — говорится в сообщении на сайте регулятора. Банк не выполнял требования отразить в учете и отчетности свою реальное финансовое положение и подавал в ЦБ «существенно недостоверные» отчетные данные.
13 марта стало известно, что «Стройкредит» ограничил выдачу наличных клиентам 100 тыс. рублей в день и получить их стало можно только по записи. Тогда в call-центре отмечали, что число желающих забрать деньги увеличилось и что ограничения связаны с этим ажиотажем.
Cогласно раскрываемой информации, по 50% акций банка «Стройкредит» через кипрскую Gyala Trading Limited контролировали Анна Беликова и Михаил Метелкин.
РЗБ лишился лицензии, в частности, за неоднократное нарушение требований закона о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
«Банк не соблюдал требования законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части направления сведений в уполномоченный орган об операциях, подлежащих обязательному контролю, надлежащей идентификации своих клиентов, — сообщает ЦБ. — Правила внутреннего контроля РЗБ не соответствовали требованиям Банка России. При этом кредитная организация была вовлечена в проведение в крупных объемах сомнительных операций с наличными денежными средствами, а также в безналичной форме. Общий объем указанных операций за 2013 год составил 15 млрд рублей».
РЗБ прекратил обслуживание клиентов с 13 марта, днем позднее он объяснил это «масштабным техническим сбоем» и пообещал как можно скорее восстановить работу. 12 марта на сайте банка появилось cообщение о том, что накануне совет директоров утвердил отставку председателя правления Александра Сафронова по собственному желанию.
АСВ нашло «дробильщиков» в «Стройкредите» и Русском земельном банке
Агентство по страхованию вкладов выявило факты дробления вкладов в этих банках незадолго до отзыва у них лицензии на сумму 703 млн рублей.