«Московская недвижимость. Всегда в цене». Слоган, рождённый в эпоху ваучерной приватизации, актуален и сегодня. Обострилась борьба за новый передел земельных участков, прав на застройку лакомых кусков столичных территорий. Как повелось с «лихих девяностых», цель оправдывает любые средства. Особенно если у дельцов есть поддержка на властных этажах.
Тревожный тренд года – необъяснимые с точки зрения закона странности при рассмотрении дел о схемах с недвижимостью в судах. Причём возникают эти казусы, по непонятному совпадению, в связи с одними и теми же персонами.
Напомним предысторию.
В период с 2011 по 2014 Сергей Говядин и Ильдар Самиев, владельцы знаменитого магазина на Ленинском проспекте – универмаг «Москва», получили в Росинтербанке ряд крупных кредитов. Изначально кредит был оформлен на ЗАО «Проект». Затем долг по кредиту закономерно перевели на принадлежащее Самиеву ООО «Универмаг», поскольку Самиев судя по всему и получил все кредиты. Самиев владел ООО «Универмаг» через оффшор Oniac Group. Само здание «Москвы » было передано Росинтербанку в качестве обеспечения кредита.
Следующий значимый эпизод произошел в 2016 году, перед процедурой банкротства Росинтербанка. ООО «Универмаг» исправно платило по кредиту, но весной 2015 года допустило просрочку по текущим платежам. Росинтербанк сначала подал иск, но затем оформил в суде отказ от взыскания долга, то есть по факту простил заёмщиков. А ещё год спустя ООО «Универмаг» предоставил АСВ, унаследовавшей активы Росинтербанка, документы о полном погашении долга и обратился с просьбой снять со здания магазина залог, что и было выполнено.
Речь о сумме более 50 млн долларов.
Далее события развиваются примерно так: в 2019 в АСВ выясняют, что долг не погашен, а документы о погашении, судя по всему, поддельные. Естественно, возобновляется иск о взыскании по кредиту, а также оформляется заявление в полицию.
В полиции по неясным причинам сделали всё, чтобы не возбуждать дело, несмотря на неопровержимые доказательства. Представители АСВ обратились в Следственный департамент МВД с жалобой, на которую наконец было обращено внимание. Но до логического завершения это дело так и не дошло.
А теперь о судьбе иска по взысканию кредита.
После года судебных заседаний стало ясно, что Самиеву и Говядину не избежать выплаты по кредиту. Тогда должниками был придуман ещё один хитрый ход: подача отдельного иска о признании недействительным осуществлённого ещё в 2014 перевода кредитного долга. В случае успеха долг восстанавливался на первоначальных заёмщиков – ЗАО «Проект», однако эта компания в 2018 была ликвидирована, в связи с чем, деньги возвращать никто не должен был бы, т.к. ответчик уже ликвидирован.
Иск был принят к рассмотрению в Арбитражном суде города Москвы. Судья Василий Андреевич Лаптев принял скандальное решение удовлетворить иск, игнорируя вопиющие изъяны их аргументации, да к тому же ещё закрыв глаза на пропуск срока давности. Апелляцией решение суда было поддержано.
Стратегия Самиева и Говядина дала сбой на стадии рассмотрения кассационной жалобы. Кассация под председательством судьи Л.В. Федуловой отменила решение суда первой инстанции и апелляции и направила дело на новое рассмотрение. По данным источников, близких к Арбитражному суду МО, в дело вмешались высокие правоохранители, разъяснившие, что потворство мошенничеству в столь крупных размерах является государственным преступлением.
Казалось бы, справедливость, хотя бы в части возвращения денег потерпевшим, восторжествовала окончательно. Однако история продолжилась неожиданным образом.
Судья Верховного суда Алексей Маненков на днях истребовал из суда первой инстанции дело по иску Самиева и Говядина. В отечественной юридической практике это может означать только одно: пересмотр дела в ВС и, соответственно, отмена ранее принятого решения. Подобный механизм эффективен для казусообразующих дел, значимых в практике и неоднозначных с точки зрения правоприменения. Здесь же ничего подобного не наблюдается. Более того, сам иск юридически ничтожен по простой и понятной причине пропуска сроков давности уже как почти 6 лет тому назад.
Что же произошло? Можно только догадываться…
В целом ситуация вызывает сильнейшее возмущение. Получили в банке кредит, вместо погашения предъявили явно поддельные документы, а когда и это не сработало – подали совершенно удивительный иск об оспаривании перевода долга по кредиту. И все это спустя 6 лет после оспариваемой сделки – то есть срок давности уже истек и даже далеко не один раз.
Несмотря на этот абсурд, целых две инстанции пошли на поводу Самиева и Говядина. И только кассация смогла разобраться с делом. Но сейчас, по всей видимости, отдельные судьи ведомства высшей судебной инстанции могут помочь Самиеву и Говядину поставить точку в этом деле, а заодно и оставить АСВ и государство без $50 млн.
Вопросов много, ответов пока никаких. Ясно одно: необходимо срочное вмешательство на самом высоком уровне. Мы говорили об этом неоднократно и не устанем повторять. Потому что схемы подобного рода – не просто неприкрытые хищения у частных лиц. Они несут прямую опасность для государства и общества.
Наша статья – сигнал SOS. Мы следим за развитием событий.
АСВ в битве за «Москву»
Дело универмага «Москва» вышло на новый судебный этап.