Шеф корпорации «Ростех» Сергей Чемезов известен систематическим враньем и созданием «потемкинских деревень», на которых, собственно, и держится его карьера. Можно вспомнить, например, как Чемезов пытался обмануть президента России, всучив тому китайскую поделку под видом «первого российского умного телефона». Или «импортозамещение» вертолетных двигателей от украинской компании «Мотор-Сич», которые на поверку были все теми вывезенными из соседней страны изделиями. Массовые насмешки вызвал продемонстрированный Чемезовым «боевой человекообразный робот». Но, конечно, любимое дитя чиновника — это АвтоВАЗ. Завод, которому при этом постоянно не хватает денег.
Совсем недавно «АвтоВАЗ» разместил ценные бумаги. Их выкупили владельцы компании. Это – совместное предприятие Alliance Rostec Auto BV, которое контролирует 74,51% акций АвтоВАЗа. ARABV принадлежит на 50,1 % Renault, еще 32,87 % — у «Ростеха». Покупателей на акции не нашлось по простой причине: годовой убыток компании, которую курирует Сергей Чемезов, составил астрономические 73,8 млрд рублей.
Больше всего потратили на АвтоВАЗ не французы, а «Ростех», которому завод задолжал 51 млрд рублей. «Открытая подписка позволит обществу финансировать перспективные планы рыночной экспансии, а также выполнять финансовые обязательства», — неоднократно подчеркивали в пресс-центра АвтоВАЗа. Когда-то, помнится, таким способом призывали граждан нести деньги в компанию «МММ».
Без патриотизма
Свою продукцию АвтоВАЗ старается подать, как некий не имеющий аналогов отечественный продукт. Но так ли это? Если кто-то думает, что сохраняют «АвтоВАЗ» ради рабочих, то глубоко ошибаются. В 2014 году было сокращено 20%, в 2015 году — 14% сотрудников. В этом году уволено еще 7%. И это не конец, завод Чемезова планирует новые «масштабные сокращения».
С другой стороны, какой же смысл главе госкорпорации вкладывать сумасшедшие деньги в развитие убыточного АвтоВАЗа? По мнению The Moscow Post, свой интерес в АвтоВАЗе имеет жена Сергея Чемезова Екатерина Игнатова. Она числится безработным миллиардером с 2009 года, когда ушла с поста президента компании «Кате», созданной для производства автокомпонентов. Компания осталась аффилирована с Игнатовой на 70%.
В том же 2009 году «Кате», еще не построив свое предприятие с «АвтоВАЗом», уже подписало контракт на «постановку разработанной ею коробки передач в производство». Сумма контракта — 300 млн рублей. Убыточность не мешает благополучию «ростеховской» семьи. Госпожа Игнатова с супругом заработала с 2009 по 2015 год порядка 4,25 млрд рублей – в среднем чуть более 607 млн рублей в год. Это только легально.
Зарабатывают на связях и другие родственники. Падчерица Чемезова Анастасия Игнатова создала ООО «Клиника Росмед». Учреждение находится в помещении клиники «Центравиамед», принадлежащим «Ростеху». Гендиректором «Росмеда», как и «Креативмедцентра», стала Татьяна Петровна Шахова – ее «Ростех» в 2014 году выдвинул в совет директоров своей «дочки» «РТ-медицина». Грудь Анастасии Игнатовой украсила собой корпоративный календарь Pirelli, поскольку эта компания также зарабатывает деньги на мощностях «Ростехе».
Любимый отпрыск главы «Ростеха» – Станислав Чемезов является членом совет директоров близкой к Игнатовой «АвтоВАЗэнерго».
Также Станислав владеет фирмой «Интербизнесгрупп». Компания через свое дочернее предприятие «Стандарт-реал» контролирует доли в Независимой страховой группе (НСГ), самым крупным клиентом которой является «Ростех». Чистая прибыль НСГ с 2008 по 2012 года составила почти 3 млрд рублей, а заработанные страховые премии (нетто-перестрахование) в 2012 году — 1,6 млрд рублей.
Зодчий Игнатова
В 2016 году оказалось, что «Кате» занимается не только автомобильными коробками передач, но и архитектурой. Комитет архитектуры и строительства администрации Калининграда (область-анклав возглавил друг семьи Чемезовых-Игнатовых Антон Алиханов — самый молодой губернатор в новейшей истории России) уже в восьмой раз продлил ООО «Кате-девелопмент» разрешение на строительство завода по выпуску трансмиссий. И, как нетрудно догадаться, эту продукцию принудительно купит именно АвтоВАЗ.
Но может случится и конфуз. Проблема в том, что долг «Кате» к концу 2014 году достиг 552 млн рублей, плюс к ним – просроченная задолженность по краткосрочным кредитам в 78 млн рублей. И с этого момента кредитное бремя не уменьшалось. Но кредитует и помогает «Кате» «Новикомбанк». Как сообщало агентство «Руспрес», на спасение этой организации от банкротства Сергей Чемезов потратил астрономическую сумму.
Напомним, что в текущем году «Ростех» довел свою долю в «Новикомбанке» до 74,2%, а потом до 100%. Банк был карманным учреждением семьи Чемезовых и лопнул вслед за банкротством компании «Трансаэро», которой Чемезов, занимающий должность председателя совета директоров банка, неосторожно без залога и гарантий выдал кредит в 8 млрд рублей. Финансовую дыру Чемезов покрыл - но не за свой личный счет, а за счет бюджета Российской Федерации.
Супруга Чемезова зарабатывает и на других госкорпорациях. Так, Игнатова в 2006 году через «Тройку диалог» приобрела 5,1% акций компании «Итера» - цена сделки не раскрывалась. Потом бизнесвумен перепродала пакет «Роснефти» за 2 млрд рублей. Как утверждали эксперты, на рынке эти акции не могли стоить больше 1 млрд рублей.
Но Игнатова находится в хороших отношениях с госменеджерами. С некоторыми даже соседствует. Так, она состоит в товариществе собственников жилья «Поварская 28» вместе с Владимиром Артяковым, экс-президентом компании «Роснефть» Сергеем Богданчиковым, членами семей генерального директора «Первого канала» Константина Эрнста и руководителя аппарата правительства РФ Сергея Приходько. За такими людьми можно чувствовать себя как за каменной стеной, и даже не переживать за бизнес мужа.
АвтоВАЗ спасает миллиарды жены Сергея Чемезова
Трансмиссии — последняя надежда банкрота Екатерины Игнатовой.