Промсвязбанк, признанный недавно одной из системно значимых кредитных организаций РФ, рискует стать фигурантом громкого международного скандала. Теперь становится понятно, что имели в виду аналитики, когда называли рискованными методы ведения бизнеса братьев-банкиров Алексея и Дмитрия Ананьевых.
Окружной суд кипрского города Никосия готовится заслушать свидетелей со стороны обвинения по уголовному делу против российского Промсвязьбанка. На первом заседании, которое состоялось 29 сентября, в суде прозвучала позиция обвинения. Кипрские адвокаты Промсвязьбанка от имени клиента вину в хищении российского бизнеса голландской United Investors Company BV не признали. Теперь судебный процесс переходит в следующую фазу. Изучение документов и свидетельских показаний, которые могут подтвердить или опровергнуть участие банка в рейдерской схеме, назначено на 28 января 2018 года.
По версии кипрских правоохранительных органов, ПСБ мог похитить российский актив United Investors Company BV, а именно – группу компаний «Рамфуд». Данная компания контролирует крупный завод по переработке мяса в Подмосковье, сеть розничных магазинов мясной продукции по всей стране и свинокомплекс под Саратовом. События, в которых предстоит разобраться окружному суду Никосии, происходили в 2015 году.
Удар в спину
По состоянию на начало 2015-го, ГК «Рамфуд» имела задолженность перед банками в размере 67 млн долларов. Заемные средства были предоставлены ей под залог имущества, Промсвязбанк выступал в качестве одного из пяти основных кредиторов. На фоне экономического кризиса показатели ГК «Рамфуд» ухудшились, в результате чего она перестала справляться с кредитной нагрузкой. Чтобы избежать банкротства и распродажи активов, собственник Михаил Керштейн (он контролировал «Рамфуд», по видимому, именно через голландскую United Investors Company BV) нашел инвестора, готового вытащить ГК из долговой ямы в обмен на 80% бизнеса.
Инвестором и фактическим владельцем «Рамфуда» стал предприниматель Алексей Павлов. Согласно его расчетам, чистая прибыль спустя несколько лет после реализации плана по оздоровлению ГК должна была составить не менее 100 млн долларов. Спасение предприятий от банкротства означало бы сохранение тысяч рабочих мест и продолжение стабильных поставок качественных мясных продуктов на отечественный рынок. Следуя взятым на себя обязательствам, Павлов выкупил долги «Рамфуда» перед Альфа-банком на 367 млн рублей и начал переговоры с другими кредиторами.
В середине декабря 2015 года случилось странное: некий кипрский оффшор «Максотон Холдинг Лимитед» внес в уставный капитал «Рамфуда» 126,5 млн рублей, в результате чего получил контроль над 67% долей в предприятии. Голландская United Investors Company BV, собственником и руководителем которой на тот момент был Алексей Павлов, потеряла контроль над бизнесом и бросилась в суды оспаривать сделку.
Случившееся объясняется просто: согласно договору между Павловым и Керштейном, после продажи 80% долей в «Рамфуде» последний получал право остаться на посту генерального директора ГК и занимать его в течение пяти лет. По данным СМИ, уже после сделки с Алексеем Павловым Михаил Керштейн через корпоративного юриста оформил на себя доверенность, позволяющую совершать любые сделки. По-видимому, он продал ГК «Рамфуд» дважды, лишил Алексея Павлова контроля над компанией и вместе с новыми совладельцами, кипрской фирмой «Максотон Холдинг Лимитед», довел ее до конкурсного производства.
Последствия для всей страны
Вполне возможно, что новый партнер Керштейна – всего лишь ширма, которой прикрывался Промсвязьбанк при совершении этой манипуляции, если придерживаться версии, что компания «Максотон Холдинг Лимитед» тесно связана с кипрским филиалом ПСБ. Аналогичной позиции придерживаются кипрские правоохранительные органы. Адвокаты ПСБ заявляют, что банку неизвестен конечный бенефициар компании-захватчика. В связи с этим банку придется раскрыть суду информацию о клиенте, либо бороться за прекращение дела в связи с недоказанностью обвинения.
В случае, если окружной суд Никосии признает Промсвязьбанк виновным, кредитной организации грозят серьезные санкции, а ее руководство может стать фигурантом уголовного дела, на этот раз – об отмывании денежных средств. Согласно греческим законам, это предусматривает до 14 лет лишения свободы. Наблюдатели отмечают, что это первый подобный процесс против крупного отечественного банка в иностранном суде. В случае, если кипрский суд вынесет обвинительный приговор, это будет не просто прецедент уголовного преследования российских оффшорных капиталов, а признание системообразующего российского банка чуть ли не «криминальной» организацией. Не воспользуются ли недруги страны этим для ужесточения экономических санкций против России? А если так, то не получится ли, что владельцы Промсвязьбанка «подложат свинью» не только Алексею Павлову и работникам предприятий «Рамфуда» в нескольких регионах, но и всей российской экономике?
Кстати
Ситуация вокруг ГК «Рамфуд» – далеко не единственный крупный скандал с участием Промсвязьбанка. В минувшем году бывший топ-менеджер ПСБ Алексей Комаров был задержан в России по обвинению в незаконной банковской деятельности. Сыщики занялись Комаровым после того, как получили информацию о том, что в течение трех лет он, по мнению следствия, обналичил не менее 5 млрд рублей через счета, открытые в Промсвязьбанке на подставных лиц.
Банк братьев Ананьевых попал в дело о рейдерстве
Кипрский суд может признать "Промсвязьбанк" криминальной структурой.