Азарт, с которым ЦБ ликвидирует проштрафившиеся банки, должен внушить мысль о принципиальной борьбе регулятора за надёжность банковского сектора. Но когда сталкиваешься с услугами М2М Прайвет Банка и его руководителя и владельца Андрея Вдовина, понимаешь, что борьба Центробанка не столь уж и бескомпромиссна. Приключения известного банкира и его банков при вероятном покровительстве ЦБ наводят на мысль, что история Внешпромбанка, банкротство которого обернулось гигантскими потерями для российских компаний и множества высокопоставленных клиентов, может повториться в любой момент.
М2М Прайвет Банк
«С 28/10 Похоже всё плохо» – беспокоящая запись от пользователя под ником HDMan появилась в последний день октября на форуме сайта Banki.ru, посвящённом обсуждению М2М Прайвет Банка. А на сайте BankoDrom замаячила странная новость о том, что «информация об отзыве лицензии банка (Публичное акционерное общество «М2М Прайвет Банк») не соответствует действительности, по состоянию на 01.11.2016 Банк является действующим». Здесь, впрочем, и узнаёшь, что ситуация в банке стремительно ухудшается.
Ещё в феврале Национальное рейтинговое агентство понизило рейтинг М2М Прайвет Банка до уровня «А-», а ещё через полгода, в конце августа, и вовсе отозвало публичный рейтинг кредитоспособности банка, понизив его до уровня «ВВВ+», и перевело его в разряд не подлежащих разглашению. А ведь полтора года назад у банка был стабильный рейтинг «А» и, казалось, ничего не предвещало проблем. Однако с тех пор, по данным наблюдателей, активы банка упали чуть ли не вдвое, вклады снизились почти в 3 раза. И, наверное, неудивительно, что вместе с рейтингом упало и доверие клиентов к банку: частных вкладчиков – почти на 70%, бизнеса – на 25%. И это всего лишь через полгода после того, как М2М Прайвет Банк возглавил банкир с «безупречной деловой репутацией и уникальным опытом банкира со стажем более 25 лет» Андрей Вдовин.
БайкалБанк и другие
«Очень жалко, что такие банки уходят с рынка», – сетовал недавно Андрей Вдовин по поводу отзыва лицензии у БайкалБанка, скромно умолчав о своей роли в банкротстве крупнейшего банка Бурятии. Отмечается, что в сентябре 2015 года, когда БайкалБанк уже стал испытывать серьёзные трудности, по прямому указанию его руководителя Вадима Егорова «предпринимателю Вдовину был выдан кредит порядка 204 млн рублей». В банковской среде ходят разговоры о том, что Егоров предполагал привлечь к санации БайкалБанка Азиатско-Тихоокеанский банк Вдовина. Но надежды не оправдались. А кредит Вдовину Виталий Авдеев, сменивший Егорова на посту руководителя БайкалБанка, в ходе своего расследования оценил как заведомо невозвратный. В марте 2016 года Вдовин прекратил какие-либо выплаты в рамках обслуживания своего кредита.
У Авдеева нет сомнений: у заёмщика были все основания ожидать крушения БайкалБанка в начале 2016 года. И был свой интерес: являясь владельцем Азиатско-Тихоокеанского банка (АТБ), зарегистрированного в Амурской области, Вдовин имел серьёзные бизнес-аппетиты в Бурятии. Наблюдатели отмечают и странную роль ЦБ, который не стал лишать БайкалБанк лицензии сразу после отключения от БЭСП, а выждал ещё несколько месяцев, позволив инвесторам пополнить ликвидность, а Егорову – вновь её выкачать. По странному стечению обстоятельств банк лишился лицензии вскоре после того, как Виталий Авдеев начал вытаскивать на свет расследованную им историю разорения крупнейшего банка региона. И очевидно, что банкротство БайкалБанка не только освободило Вдовина от ряда обязательств, но и зачистило рынок для АТБ.
Если бы на стенах офиса Андрея Вдовина можно было рисовать звёздочки за каждый банк, ликвидированный с его участием, то БайкалБанк лишь пополнил бы длинную вереницу «сбитых» банков. Похоже, что здесь Колыма-Банк и Камчатпромбанк, поглощённые АТБ, когда он ещё мог платить за покупку активов, ОАО «Коммерческий банк «Магаданский», входивший в нечужую для Вдовина управляющую компанию «Петропавловск Финанс» и лишившийся лицензии в 2007 году «в связи с неоднократным нарушением требований федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». А первым банкротом в списке так или иначе связанных с Вдовиным банков будет «Азия-Траст», разорившийся ещё в 1994 году.
Но, пожалуй, самая неоднозначная банковская операция, которую удалось провести уникальному банкиру Вдовину – продажа Экспобанка в марте 2008 году британскому Barclays Bank. Barclays приобрёл ООО «КБ «Экспобанк» у компании «Петропавловск Финанс», конечными владельцами которой являются Андрей Вдовин и Кирилл Якубовский, за 745 млн долларов. Как упоминалось ранее, самым потрясающим в этой сделке был коэффициент – «4 к капиталу». Подчёркивалось, что таких оценок банковский рынок не знал и, видимо, ещё долго не узнает.
Как заявлял генеральный директор подразделения розничных и коммерческих банковских услуг группы Barclays Фриц Сигерс, «мы в России всерьёз и надолго. Мы рассматриваем Экспобанк как стратегически важную платформу для развития бизнеса группы Barclays». Но уже три года спустя после долгих поисков покупателя Barclays избавился от Экспобанка. Причём сумма сделки уже скромно умалчивалась. Как отмечали позже наблюдатели, в сделке с Barclays речь шла о продаже дешёвого актива дорого уважаемому игроку на Западе, а потом продавцы аккуратно забрали «премию», оплачивая репутационные услуги. Кстати, неизвестно, знали ли в британском банке, что перед сделкой из Экспобанка в НБР (позже переименованный в M2M Private Bank) были выведены счета крупных частных клиентов. Умалчивается и о том, какова роль в том, что Barclays поспешил избавиться от своего российского актива, Андрея Вдовина, ставшего членом совета директоров Барклайс Банка, как стала называться российская «дочка» Barclays.
Человек-супермаркет или снова M2M Private Bank
Андрей Вдовин, словно человек-оркестр, помимо совета директоров АТБ руководит М2М Прайвет Банком, является членом советов директоров страховой компании «Гелиос-Резерв», компании «Городской супермаркет» (сеть супермаркетов «Азбука вкуса»). До недавнего времени занимал пост президента Ассоциации гольфа России, а сейчас является ещё и главным редактором журнала Spears’s Russia. Странно только, что, когда успешному банкиру понадобилось увеличить до 50% долю в кипрском холдинге V.M.H.Y. Holdings Limited, контролирующем сеть «Азбука вкуса», деньги Вдовин занимал не в собственных банках, а у Романа Абрамовича и Александра Абрамова.
Вдовин сетует на излишнюю жёсткость ЦБ: «Сейчас многие банки находятся либо под ограничением, либо под самоограничением по приёму вкладов, а фактически это запрет на развитие», – заявил он через неделю после того, как М2М Прайвет Банку понизили рейтинг, а сам банк занял третье место в пятёрке лидеров по росту просроченной задолженности. Вероятно, подобные заявления Вдовина связаны с ограничениями, наложенными регулятором на М2М Прайвет Банк, и серьёзными проблемами, похоже, появившимися у финансового института под руководством банкира с большим стажем. Как отмечают наблюдатели, только с начала 2016 года активы нетто банка сократились на 36,2%. На 60% упал объём вкладов физлиц, почти на четверть сократились средства предприятий и организаций, на 26% уменьшился собственный капитал. Запасы высоколиквидных активов снизились более чем на 70%. Доля просроченных ссуд в портфеле высокая – 15,4% и растёт в динамике. За семь месяцев 2016 года финансовое учреждение понесло 601,8 млн рублей убытка.
По мнению аналитиков, анализ финансовой деятельности и статистических данных за прошедший год свидетельствует «о множественном наличии в М2М Прайвет Банке негативных тенденций, способных повлиять на финансовую устойчивость банка в перспективе. Надёжности и текущему финансовому состоянию банка можно поставить оценку «неудовлетворительно».
И всё же Андрею Вдовину грех жаловаться на Центробанк, многочисленные проверки которого, похоже, обнаруживают уже знакомые по иным банкам Вдовина нарушения. Отмечается, что, когда Национальное рейтинговое агентство ещё только снизило рейтинг М2М Прайвет Банка до уровня «А-», наблюдатели говорили о том, что по банку уже напрашивается критическое решение.
Но если любое другое финансовое учреждение уже давно лишилось бы лицензии в связи с рискованной политикой, нарушением закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» или в связи с недостаточностью собственных средств, Андрею Вдовину почему-то пока всё сходит с рук. Существует предположение, что Центробанк подталкивает М2М Прайвет Банк к слиянию с Азиатско-Тихоокеанским банком. Но у того после апрельского визита судебных приставов хватает собственных проблем, и ухудшать положение АТБ за счёт слияния с потенциальной «дырой» М2М Прайвет Банка у Вдовина, видимо, нет никакого желания.
Но в противном случае банкротство и скандал становятся всё ближе. Очевидно, чтобы избежать совсем уж громкой катастрофы, Вдовин бросился собирать долги с самых отъявленных должников. В частности, в последние месяцы М2М Прайвет Банк попытался признать банкротом бывшего генерального директора розничной сети «Мосмарт» Матвея Брилинга, за долг более чем в 1,34 млрд рублей потребовал признания несостоятельным бывшего вице-президента «Главмосстроя» Михаила Бабеля, 122,4 млн рублей пытается отсудить у основателя группы компаний «Миэль» Григория Куликова. Но наблюдатели не очень-то верят в то, что это поможет спасти М2М Прайвет Банк. Но кто знает, может, Центробанк по каким-то причинам будет более благосклонен к Вдовину, чем к БайкалБанку или банку «Магаданскому»...
Банковская коллекция похоронщика Андрея Вдовина
Скандально известный финансист Андрей Вдовин засветился в М2М Прайвет Банке, который попал в непростую ситуацию.