"Интеррос" совладельца "Норникеля" Владимира Потанина купил процессинговую "Компанию объединённых кредитных карточек" (КОКК), работающую под брендом United Card Services (UCS). Это уже второе крупное приобретение бизнесмена за последние месяцы: до этого он приобрел долю французской банковской группы Societe Generale в российском Росбанке. А намедни "Интеррос" купил у Олега Тинькова его долю в банке "Тинькофф".
На этом фоне возникает вопрос: для чего господин Потанин наращивает свои банковские активы? Ведь он не является банкиром и работает всю жизнь в сфере добывающей промышленности, где ему, кстати, хватает проблем, с которыми стоило бы разобраться вместо того, чтобы лезть в новую сферу. В ситуации разбирался корреспондент The Moscow Post.
Кому должен всем прощаю
Вернемся немного назад: в то время, когда Потанин плотно сотрудничал с бизнесменом Михаилом Прохоровым. После скандала в 2007 году с задержанием последнего в Куршевеле во время расследования французской полицией дела о проституции, партнеры "рассорились" – начали активно делить активы. И в первую очередь они тогда избавлялись именно от банковских.
Тогда "Интеррос" и продал Росбанк, на тот момент принадлежавший компании, французам. Здесь стоит остановиться чуть подробнее. До совершения сделки Потанин успел через "Норникель" занять у "Росбанка" немалую сумму в 140 млн долларов золотыми слитками, а после перезаложить долю "Росбанка" в другом банке, где получил кредит в размере ее стоимости. Результатом всех этих манипуляций стало отсутствие у господина Потанина обязательств по выплате кредита после продажи Росбанка французам.
К текущему моменту, когда он по сути получает банк обратно, все обязательства уже погашены, а Потанин вновь завладевает "чистеньким" активом. При этом, судя по всему, неплохо заработав. Вполне возможно, что эта схема будет опробована вновь.
По крайней мере, нам точно известно, что офшоры, на которые на 100% завязана компания, находятся под руководством людей из окружения господина Потанина. Там присутствуют Ольга Войтович – заместитель генерального директора по правовым вопросам, член Правления "Интерроса" и его ближайшая подчиненная первый заместитель генерального директора, заместитель председателя Правления Ольга Зиновьева.
В этой связи не сложно предположить, что деньги, "сэкономленные" бизнесменом на вышеобозначенных сделках, как и на тех, что еще предстоят, могут выводиться именно в эти компании.
Все шо нажито непосильным трудом
С учетом обострившейся внешнеполитической ситуации, а также довольно шаткого, несмотря на совершенные покупки, положения Потанина на рынке, есть вероятность того, что он готовит себе почву для длительной (если не насовсем) поездки заграницу.
О шатком положении на Родине же можно говорить исходя из того, что в России государство уже конфисковало у "Норникеля" причальных стенок в порту Дудинки и 11 объектов "Норильской железной дороги" (НЖД) – ранее The Moscow Post подробно освещал эту историю.
Причем, зачем государству понадобились активы, которые использовались исключительно "Норникелем" – тайна за семью печатями, так что складывается ощущение, что Потанина просто "выдавливают" с рынка за неэффективную работу в корпорации. Так или иначе, а именно при нем компания вечно под долговой нагрузкой и постоянно "выклянчивает" новые преференции от государства, которые обещает пустить на развитие и инновации, хотя фактически деньги, вероятно. Оседают в карманах Потанина и "компании", поскольку он на верху списка Forbes, а предприятия "Норникеля" то и дело сотрясают несчастные случаи, часто вызванные плохой работой устаревшего оборудования.
Коррупционные сети. Где главный хозяин?
Да и в Росбанке дела не лучшим образом – в 2013 году один из крупных "топов", а именно председатель правления банка Владимир Голубков был задержан за взятку в 5 млн рублей – сообщал Forbes. И хотя тогда Потанин уже вроде как не имел отношения к структуре, всем известно, что во время, когда бизнесмен еще владел банком через "Интеррос", Голубков был его непосредственным подчиненным. Говорят, с его помощью Потанин выводил деньги из "Росбанка".
Возможно, бизнесмен и в этой истории имел свою выгоду – по крайней мере, дело было связано с коммерческим подкупом за продление "Росбанку" многомиллионного кредита. На эти мысли также наводит тот факт, что на протяжении примерно шести лет после предъявления обвинения, Голубкова не держали под стражей, разрешая вести обычный образ жизни с некоторыми ограничениями. Взяли его под стражу только в 2020 году, когда выяснилось, что даже их бывший банкир исполнять не в состоянии. Или же Голубков настолько был уверен в административном ресурсе Потанина, что просто не утруждал себя.
Ужесточение режима содержания Голубкова – еще один кирпичик в теорию о снижении влияния Потанина на территории России и аспект, из-за которого его могут при желании "прижать к стенке" (читай – мотиватор уехать из России).
И это далеко не единственный случай, когда люди, близкие к Потанина, попадались на взятках – например, The Moscow Post в 2015 году писал о выходце из "Интерроса" Анатолии Лебедеве, который пытался дать взятку в размере $200 тыс. заместителю главы налогового ведомства по Пермскому краю за изменение результатов проверки производителя нефтегазового оборудования ЗАО "Искра-Авигаз", в ходе которой были выявлены налоговые нарушения.
Вот вам и еще одна история о том, как Потанин "модернизирует" оборудование подконтрольных предприятий по факту.
Тинькофф "растекся" Интерросом
Что касается господина Олега Тинькова и выкупленной у него Потаниным доли в банке "Тинькофф", бывший владелец намедни заявил, что бизнесмен сильно сэкономил и выплатил ему всего около 3% от реальной стоимости актива, но тот не мог не согласиться на продажу. Если предположить, что бизнесмен не врет, это также много говорит о господине Потанине. В целом, ход знакомый – по слухам, предприниматель – участник множества рейдерских захватов, так что он вполне мог воспользоваться положением бывшего банкира.
Тем более привлекателен этот актив, что сейчас по количеству представительств, он находится примерно на уровне крупнейшего игрока, частично государственного "Сбербанка". По сути именно ему был скорее интересен "Тинькофф" с точки зрения объединения с сильным конкурентом. И тем не менее банк "в кармане" Потанина – человека гораздо более далекого от этой сферы. Надолго ли? Какими "Тинькофф", UCS и "Росбанк" выйдут после того, как в них побывает господин Потанин: не "обескровит" ли он их?
Возможно, Герман Греф, понимая, к чему приведет банк Потанин, и не имея сейчас достаточно энергии на выкуп "Тинькофф", даже не стал, как говорится, заморачиваться с тем, чтобы забрать его себе – конкурент и так будет ликвидирован.
Банковский гербарий Потанина
Олигарх может попробовать повторить схему с Росбанком опробованную 14 лет назад. Что останется от банковских активов Потанина.