Как всего за месяц превратить осужденного, не желающего вставать на путь исправления, в образцово-показательного участника культмассовых мероприятий? Ответ знают в управлении ФСИН Краснодарского края. Внезапно изменившаяся характеристика позволила выйти на свободу рецидивисту, а прокуратура региона не заметила нестыковок. Правда, уже через год бывший заключенный снова оказался за решеткой по делу с несколькими эпизодами мошенничества. О доброте подчиненных Александра Калашникова и снисходительности прокуроров Игоря Краснова — в материале ПАСМИ.
В рубрику ПАСМИ “Сообщить о коррупции” обратился конкурсный управляющий по банкротному делу ООО “Ивеко” Андрей У. (фамилия известна редакции). Изучая финансовые операции компании, он обнаружил, что из нее было выведено порядка 30 млн рублей. По итогам проверки этих данных полиция возбудила уголовное производство против бывшего директора Даниила Яковенко, который оказался замешан в целом ряде других мошеннических схем. Однако, исполнение наказания по уже вынесенным приговорам вызывает сомнения в объективности подхода региональных правоохранителей к бизнесмену-уголовнику.
Супружеские хищения
Строительная компания «Ивеко» была признана несостоятельной в августе 2017 года, конкурсным управляющим был назначен Андрей У. Получив доступ к документации фирмы, он пришел к заключению, что банкротство стало итогом систематического вывода средств со счетов организации, который бывшее руководство прикрывало липовыми отчетами. По заявлению конкурсного управляющего в октябре 2017 в следственном управлении МВД России по городу Краснодару было возбуждено уголовное дело по ч.4 статьи 160 УК РФ — “Хищение в особо крупном размере”. Обвинение было было предъявлено бывшему директору “Ивеко” Даниилу Яковенко, позднее фигурантом дела стала его жена Наталья Яковенко, которая являлась одним из учредителей компании-банкрота.
Они в курсе:
— начальник УФСИН по Краснодарскому краю Виктор Пестов
— прокурор Краснодарского края Сергей Табельский
— глава ГУ МВД Краснодарского края Владимир Андреев
Из материалов дела следует, что семейная пара продавала в свою пользу готовую продукцию — стройматериалы — без внесения данных в бухгалтерскую документацию. Ущерб от деятельности супругов, по оценке следствия, составил более 30 млн рублей. В апреле 2020 прокуратура утвердила обвинительное заключение, и дело было передано в Прикубанский районный суд Краснодара.
Потерпевшим по делу признана компания «Ивеко», а ее представителем выступает конкурсный управляющий.
Опытный сиделец
Впрочем, пока длилось следствие по делу о хищении Даниил Яковенко успел отправиться в места лишения свободы по другому поводу. В исправительную колонию № 9 УФСИН России по Краснодарскому краю предприниматель попал практически одновременно с началом расследования ситуации по компании “Ивеко” — в 2017-м. Осужден он был за квартирные мошенничества в особо крупном размере, совершенные организованной группой.
Суд установил, что Яковенко и его четверо сообщников выдавали себя за представителей застройщика, у которого есть связи в администрации города. Эти контакты якобы позволяли продавать квартиры по ценам ниже рыночных. Под предлогом экономии средств гражданам предлагали принять участие в долевом строительстве жилья. После получения денег покупателям передавали подложные документы, а доходы распределяли среди участников группы. К тому моменту, как вскрылась афера, от действий Даниила Яковенко и его партнеров пострадали около полусотни человек.
Советский районный суд Краснодара приговорил предпринимателя к 4 годам лишения свободы. Причем, в ходе процесса выяснилось, что в 2008 году он уже был судим по части 2 статьи 158 УК РФ.
Таким образом, в краснодарскую ИК-9 Яковенко попал как рецидивист: у него уже была судимость за кражу, хотя и погашенная, появилась новая — за мошенничество, помимо этого он проходил обвиняемым по делу о хищениях в “Ивеко”. Впрочем, столь внушительный уголовный багаж не помешал осужденному выйти на свободу досрочно.
Переменчивые надзиратели
В 2020 году Яковенко обратился в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания на исправительные работы. По закону, к обращению должна прилагаться характеристика заключенного от руководства колонии. И начальник ИК-9 полковник внутренней службы Андрей Короленко утвердил Яковенко положительную рекомендацию.
“Поведение удовлетворительное, соблюдает порядок отбывания наказания. На замечания реагирует правильно и своевременно их устраняет. Принимает активное участие в культурно-массовых и спортивных мероприятиях. К труду относится добросовестно”, — указано в характеристике от 18 февраля 2020 года.
Эта характеристика была передана в Апшеронский районный суд Краснодарского края. На ее основе в апреле 2020 года Яковенко вместо отбывания наказания в колонии был отправлен на исправительные работы.
Они должны быть в курсе:
— директор ФСИН Александр Калашников
— генпрокурор Игорь Краснов
— глава МВД Владимир Колокольцев
Однако, по данным Андрея У., смягчение наказания Яковенко может объясняться не его исправлением, а наличием связей с региональными правоохранителями. Дело в том, что буквально за месяц до получения положительного отзыва руководство колонии оценивало Яковенко совершенно иначе.
“Поведение неудовлетворительное. Систематически допускает нарушения порядка отбывания наказания, поддерживает воровские традиции. Воспитательные мероприятия посещает нестабильно. Степень исправления — отрицательная”, — написано в характеристике от 17 января 2020 года, которую также утвердил начальник ИК-9 полковник Короленко
Этот документ автор обращения в ПАСМИ обнаружил в материалах уголовного дела о хищениях из компании “Ивеко”. Конкурсный управляющий посчитал, что положительная характеристика, написанная сразу после отрицательной, могла быть обусловлена коррупционными факторами. В этой связи он направил жалобу в прокуратуру Краснодарского края с требованием проведения проверки действий администрации исправительной колонии.
Однако, в отделе за исполнением уголовных наказаний пришли к выводу, что верной следует считать положительную характеристику Яковенко. А отрицательная является необоснованной, поскольку она не была приобщена к личному делу заключенного и ее выводы «не основаны на фактических данных об отбывании Яковенко наказания».
Неисправимый заключенный
Ответ из краснодарского краевого надзора Андрей У. получил в ноябре 2020 года, и в этом же месяце против Даниила Яковенко было возбуждено новое уголовное дело по четырем эпизодам мошенничества. На этот раз предприниматель “наследил” в Тульской области. Подробности нового производства неизвестны. В распоряжении собеседника ПАСМИ имеется лишь решение Пролетарского суда города Тулы о заключении Яковенко под стражу.
Из документа следует, что Яковенко обвиняется в совершении мошеннических действий в отношении нескольких предприятий на территории Тульской области. Среди них — “Щебеночный завод “Турдейский””, “Металлопрокатный завод” и “Яснополянская фабрика тары и упаковки” и колхоз имени Ленина.
“Яковенко обвиняется в совершении четырех тяжких преступлений в составе организованной группы против собственности, за каждое из которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет. Следствие полагает, что Яковенко совершил инкриминируемые ему преступления в период отбытия им наказания, что свидетельствует о том, что обвиняемый на путь исправления не встал”, — указано в постановлении суда.
Мера пресечения в виде заключения под стражу была избрана Яковенко в августе 2021 года. Местом его содержания было назначено СИЗО-1 УФСИН России по Тульской области. По сведениям Андрея У., там он находится до сих пор.
Банкротство ‟Ивеко‟ обернулось уголовным делом
Экс-директор компании Даниил Яковенко получил сомнительные характеристики в краснодарской колонии.