Писатель Александр Проханов заявил о давлении на суд полпреда российского правительства в Конституционном и Верховном судах России Михаила Барщевского в деле при рассмотрении иска Андрея Макаревича к писателю. Некорректное поведение Барщевского отметили и юристы. Эксперты считают, что известный адвокат должен был дистанцироваться от этого процесса.
— Я прослушал, что говорилось в либеральных СМИ по поводу суда. Выступление Барщевского меня просто потрясло. Я не знаю, что двигало им, когда он так тщательно выбирал адвоката для Макаревича из компании «Барщевский и партнеры». Что это было? Любовь к Макаревичу либо желание дать работу адвокатам? Либо это была какая-то тайная месть мне за то, что я несколько раз в пух и прах разделывал его у барьера Соловьева? — заявил Проханов. — Барщевский — опытный политик. Есть основание полагать, что на суд через господина Барщевского оказывалось влияние, — добавил писатель.
Проханов также отметил, что планирует обратиться в высшие инстанции с просьбой предоставить распечатку разговоров судьи с Барщевским, если таковые имели место, а также видеозапись судебного заседания, чтобы посмотреть, как Барщевский, представляющий правительство во всех судебных инстанциях, «явно или неявно помогает той стороне, которая является жестким оппонентом госполитике и умонастроений русского народа».
Напомним, что 18 ноября Савеловский суд удовлетворил иск Макаревича к Проханову и газете «Известия». Суд признал опубликованную в «Известиях» колонку Проханова под названием «Певцы и подлецы» несоответствующей действительности и порочащей честь и достоинство Макаревича. В авторской колонке автор заявил, что Макаревич выступал перед украинскими силовиками в Донбассе и тем самым «воодушевлял украинских военных бомбить Донецк». Суд обязал Проханова выплатить Макаревичу 500 тыс. рублей компенсации. Кроме того, писателя и газету обязали оплатить судебные издержки — по 8,5 тыс. рублей. Представители Проханова и «Известий» сразу заявили, что будут обжаловать это решение.
После приговора Михаил Барщевский в эфире «Эха Москвы» открыто заявил о том, что удовлетворен решением суда, высказал свои симпатии Андрею Макаревичу и подчеркнул, что интересы певца на процессе представляла адвокат из коллегии «Барщевский и партнеры», чем, возможно, и вызвал подозрения Александра Проханова в своей личной заинтересованности в исходе этого дела.
«Анастасия Расторгуева — она адвокат коллегии адвокатов «Барщевский и партнеры», так получилось... Я понимаю, что, конечно, великого русского писателя Александра Андреевича Проханова покоробит фраза, которую я сейчас скажу, «за базар надо отвечать»... Я знаю просто непосредственно из первоисточника. Андрей был в шоке от такой реакции. Он поехал выступать перед беженцами, среди которых было много детей... Я считаю, что это принципиально важное решение суда», — заявил Барщевский
— Мне кажется весьма странным эфир на «Эхе Москвы», где он упорно требовал от слушателей, чтобы те запомнили имя судьи, а также приняли к сведению, что адвокат, который помогал Макаревичу, был взят из его адвокатской конторы «Барщевский и партнеры», которая принадлежит его дочери. Если его дочь владеет этой конторой, то яблочко от яблони недалеко падает. Мне кажется, что Барщевский, может быть, мог подсказать Макаревичу свою контору и свои юридические услуги, такое вполне может быть, — прокомментировал это выступление Александр Проханов.
Как заявил «Известиям» адвокат из Московской коллегии адвокатов Нодар Дуи, позиция Барщевского, по его мнению, не соответствует нормам профессиональной этики.
— Я считаю поступок Михаила Барщевского неэтичным. С точки зрения адвокатуры это нарушение адвокатской этики. Потому что, являясь адвокатом и представителем правительства в судах, он не должен высказывать своей точки зрения. Тем более так категорично. Он не является непосредственным участником процесса, — отметил юрист.
Интересы Макаревича в суде защищала адвокатская юридическая компания дочери Барщевского. Среди учредителей и владельцев этой фирмы сам Барщевский не значится. То есть непосредственным участником процесса он не являлся. При этом адвокаты отмечают, если представитель правительства в судах воспользовался своим служебным положением и изучал материалы дела, то это является некоторым давлением на суд. Особо интересен тот факт, что Макаревич и Барщевский состоят в федеральном совете партии Михаила Прохорова «Гражданская платформа» и во время президентской кампании активно поддерживали его, являясь доверенными лицами бизнесмена.
В свое оправдание Михаил Барщевский заявил «Известиям», что не знал ни о времени заседания, ни в каком суде слушается дело.
— О результатах я тоже узнал из СМИ, — уверяет Барщевский.
Президент Адвокатской палаты Москвы, заслуженный юрист России Генри Резник возмутился вопросом относительно этичности поведения Михаила Барщевского, при этом отметил, что для юриста неправильно давать оценку процессам, в которых он не участвует.
— Во-первых, Михаил Барщевский давно уже не адвокат. У него адвокатский статус приостановлен. Поэтому сам вопрос не корректен. Во-вторых, я комментариев по делам, в которых не принимаю участия, не даю, потому что это непрофессионально, — пояснил он.
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов также считает, что если человек облечен властью или выполняет определенный функционал, то он даже в Twitter уже не самостоятельная единица. Его заявления носят резонансный характер. И речь уже не о юридических аспектах, а о политике.
— Здесь существует тонкий момент, когда лично он (Барщевский. — «Известия») может заявлять всё что угодно, но насколько он может это делать в силу специфики своей деятельности? Возможно, постпреды должны быть несколько ограничены в таких возможностях. У нас же была ситуация с замминистра, который изложил свою позицию по пенсионной реформе в социальной сети. Есть вопросы нравственно-этические, но юридически запретов никаких нет, — пояснил Абзалов.
Бывший участник группы «Машина Времени» Петр Подгородецкий не раз заявлял, что у группы были политические спонсоры и за деньги она не раз выступала на политических площадках, а сам Андрей Макаревич был политически ангажирован.
— У «Машины» время от времени появлялись спонсоры. Иногда это были бандиты, иногда люди с Дальнего Востока, а с ростом популярности группы ее стали использовать и политики. Во второй половине девяностых на нас «запал» Чубайс, потом к нему присоединился Немцов, затем Шабдурасулов и прочая братия, сформировавшая впоследствии «Союз правых сил». Допускаю, что наше творчество им действительно нравилось. Мы же, в свою очередь, выступали у них на съездах, раскручивали их символику, отрабатывали на вечеринках. Деньги не то чтобы текли рекой (правда, до меня они не всегда доходили), но были довольно приличными, — заявлял ранее музыкант.
Барщевского обвинили в давлении на суд по иску Макаревича к Проханову
Коллеги адвоката и полпреда российского правительства в Конституционном и Верховном судах считают, что он повел себя непрофессионально.