Замглавы районного отдела СКР по Республике Башкирия попытался отправить в колонию поспорившего с ним полицейского, однако умысел вскрылся в ходе судебного процесса. Фемида выяснила, что местные подчиненные Александра Бастрыкина подговорили свидетелей, сфальсифицировали протоколы и придумали эпизоды обвинения. Личности участников этой постановки хорошо известны, но к уголовной ответственности никто из них пока не привлечен.
В рубрику ПАСМИ “Сообщить о коррупции” обратился бывший участковый уполномоченный ОМВД России по Белорецкому району Республики Башкортостан Рамис Даньянов. В 2019 году на него завели дело об оскорблении замглавы руководителя районного отдела СКР Артема Фазлетдинова, а затем добавили три эпизода превышения полномочий. В итоге выяснилось, что обвинения надуманы, но работу учатковый все-таки потерял.
По известному адресу
Уголовное дело в отношении участкового Рамиса Даньянова следователи Белорецкого межрайонного СО СКР возбудили 16 апреля 2018 года. Обвинение предъявили по ст. 319 УК РФ — “Оскорбление представителя власти при исполнении им должностных обязанностей”. Причем, потерпевшим оказался заместитель главы того же следственного отдела Артем Фазлетдинов.
По версии обвинения, конфликт произошел 8 февраля в одном из кабинетов Белорецкого отдела СКР, куда Даньянов был вызван как потерпевший — к нему применил насилие некто Илья Васильев, обвиняемый в избиении своей супруги. Производство по делу Васильева вел следователь Нияз Сулейманов, но в этот день на следственных действиях присутствовал также замглавы отдела. Согласно материалам дела, между Фазлетдиновым и Даньяновым произошла ссора, в итоге которой участковый якобы послал замначальника районного отдела СК “на мужской половой орган и назвал человеком нетрадиционной ориентации”.
26 апреля 2018 года, через 10 дней после возбуждения дела об оскорблении, в отношении участкового возбудили второе производство — по ст. 286 УК РФ “Превышение должностных полномочий”. Ему вменили три эпизода.
По одному потерпевшим оказался все тот же домашний дебошир Васильев. Он написал заявление, что Даньянов после семейного конфликта вызвал его на профилактическую беседу, в ходе которой применил физическую силу.
Также заявление на Даньянова поступило от еще одного стоявшего на учете полиции жителя Белорецкого района — Дмитрия Лысова. Он вспомнил, что участковый несколько месяцев назад дважды оказал на него силовое воздействие: в первый раз якобы ударил электрошокером при доставлении в опорный пункт, во второй — толкнул в спину при сопровождении в суд.
С учетом множества обвинений следствие вышло с ходатайством об аресте полицейского, и 29 апреля 2018 года суд поместил Даньянова в СИЗО, правда, через три месяца отпустил под домашний арест. В последующем три эпизода о превышении полномочий были соединены с делом об оскорблении следователя и направлены в суд.
Показания недорого
Первый раз в Белорецкий межрайонный суд Башкортостана производство поступило в апреле 2019 года, но было возвращено на дополнительное расследование из-за несостоятельности предъявленных обвинений. Вторая — успешная — попытка состоялась через полгода. А 29 мая 2020 суд вынес Даньянову приговор, оправдав его практически по всем статьям с признанием права реабилитации.
Судья Клара Нагимова выяснила, что Рамис Даньянов не оскорблял Артема Фазлетдинова, а показания следователя и свидетелей, выступивших на его стороне, являются ложными.
Они в курсе:
— глава УФСБ по Республике Башкирия Юрий Серышев
— прокурор Республики Башкирия Игорь Пантюшин
— руководитель СУ СКР по Республике Башкирия Денис Чернятьев
— министр МВД Республики Башкирия Роман Деев
“На суде, как и в ходе следствия, я не менял своих показаний и твердо стоял на том, что следователи совершили в отношении меня провокацию. Тогда как часть свидетелей со стороны Фазлетдинова призналась, что показания они дали под его давлением”, — рассказал редакции участковый.
В числе ключевых оказались свидетельства следователя Нияза Сулейманова, который вел дело о нападении Васильева на Даньянова и пригласил полицейского в отдел 8 февраля 2018 года. Он рассказал суду, что попросил участкового предоставить паспорт для снятия копии, а когда тот стал задавать вопросы, в разговор вмешался Фазлетдинов. Он строил беседу с Даньяновым достаточно агрессивно, а затем подошел к нему вплотную и начал толкать животом. Полицейский при этом заявил, что не хочет продолжать разговор и на вопросы следователей ответит в другое время, после чего покинул кабинет. Сулейманов пошел за ним и попытался вернуть, но безуспешно.
Кроме того, из показаний Сулейманова следует, что через несколько минут после этого инцидента к нему кабинет снова зашел Фазлетдинов, и сказал, что Даньянова нужно “прижать”, и в приказном тоне потребовал дать показания об оскорблении и сказать, что при этом присутствовало двое гражданских лиц, хотя на самом деле этого не было. Суду Нияз Сулейманов пояснил, что выполнил требования Фазлетдинова, так как являлся его подчиненным и опасался неблагоприятных для себя последствий.
Гражданские лица, которые якобы присутствовали при конфликте и выступили свидетелями обвинения в уголовном деле, оказались друзьями Фазлетдинова. Причем, один из них — Анатолий Гулымонов — на суде признался, что в этот день его в следственном отделе не было, и показания он дал по просьбе Фазлетдинова.
Кстати, сделал он это не совсем бесплатно: как пояснил суду знакомый Гулымонова, последний рассказывал, что за нужные свидетельства Фазлетдинов поставил ему бутылку водки.
Сам же Гулымонов также заявил, что никаких показаний о неправомерном поведении Даньянова он в ходе предварительного следствия не давал, а лишь подписывал тексты протоколов, подготовленные следователем белорецкого отдела Романом Рахматовым, который вел дело участкового.
В итоге, обвинения по 319 статье с полицейского суд снял полностью.
Свидетель под давлением
По эпизодам с превышением полномочий обвинения тоже потерпели фиаско. По двум из них, которые касались Дмитрия Лысова, Даньянов также был оправдан. На суде Лысов признался, что оговорил участкового, но не стал уточнять, по чьей просьбе.
А вот по эпизоду с Васильевым суд первой инстанции признал вину участкового и приговорил его к 3 годам условного лишения свободы. Хотя показания потерпевший на суде давал противоречивые — сначала признался, что оговорил Даньянова, а затем отказался от этих слов.
“Я уверен, что с обоими “потерпевшими” поработали следователи — эти товарищи были ранее судимы, и у силовиков были на них рычаги давления. Но только Лысов все-таки пошел на попятную в ходе процесса, а Васильева после его “покаяния”, следователи, вероятно, решили додавить, чтобы у меня не было полной реабилитации”, — высказал свое предположение Рамис Даньянов.
Оспорить приговор суда он пытался в Верховном суде Республики Башкортостан, но председательствующий на рассмотрении судья Фаиз Каскинбаев постановил оставить в силе решение первой инстанции. При этом его коллега Артур Искандаров указал на свое особое мнение о невиновности участкового.
4 сентября 2020, после того, как приговор вступил в силу, Даньянов был уволен из полиции по отрицательным мотивам.
Неустановленные коллеги
Жалобы на фальсификацию материалов уголовного дела сотрудниками Белорецкого отдела СКР Даньянов писал, начиная с 2018 года. Однако, руководитель Следственного управления по Республике Башкортостан Денис Чернятьев нарушений в действиях подчиненных не замечал, а жалобы на имя председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина спускались на уровень субъекта.
Они должны быть в курсе:
— генпрокурор Игорь Краснов
— председатель СКР Александр Бастрыкин
— глава МВД Владимир Колокольцев
Добиться возбуждения уголовного дела по факту фальсификации доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности Даньянову удалось лишь декабре 2021 года. Производство было заведено вторым отделом по расследованию особо важных дел СУ СКР по Башкирии. Однако, копию постановления о возбуждении дела потерпевшему предоставить отказались.
Владимир Ситников, расследующий это дело, по телефону сообщил Рамису Даньянову, что производство заведено в отношении неустановленных лиц. Следователь по делу Даньянова Роман Рахматов проходит по нему свидетелем, а у Артема Фазлетдинова статуса нет, хотя в его отношении сотрудниками республиканского СУ была проведена доследственная проверка, и ее материалы приобщили к уголовному делу.
Вскоре после возбуждения уголовного дела Рахматов уволился из СКР по собственному желанию. Не захотел продолжать службу в следственных органах и Фазлетдинов — он променял погоны на карьеру адвоката.
Бастрыкин в упор не видит фальсификаций башкирских подчиненных
Как в Белорецке подставили подчиненного Колокольцева.