В конце осени белорусские власти начали активно бороться не только с уличными протестами, но и с их координаторами из оппозиционных Telegram-каналов. Милиционеры используют две тактики: угон и внедрение. Если силовикам удается захватить канал, аватарку ресурса меняют на красно-зеленый государственный герб, а задержанного администратора канала (их называют «деструктивщики») сдают пресс-службе МВД для записи покаянного видео. Корреспондент Daily Storm поговорил с администраторами протестных Telegram-каналов о методах кибервойны белорусских милиционеров.
Александр Лукашенко в середине сентября на встрече с депутатами и журналистами заявил, что Telegram-каналы «сделали все, чтобы разрушить доверие людей к государству».
«У вас есть возможность блокировать эти Telegram-каналы? Ни у кого нет, даже у тех, кто всю эту паутину [интернет] придумал… Даже если интернет сегодня убрать, Telegram-каналы эти из Польши будут работать», — жаловался он неделей ранее в интервью RT на невозможность противостоять анонимным медиа.
Белоруссия занимает 153-е место в рейтинге свободы прессы, составленном организацией «Репортеры без границ». Telegram-каналы, не стесненные рамками традиционных СМИ, стали рупором белорусского протеста, начавшегося после президентских выборов. Администраторы канала NEXTA, за считанные дни собравшего более двух миллионов подписчиков, призвали белорусов к всеобщей забастовке. На этом же канале публикуется важная информация для уличных протестующих: данные о передвижениях ОМОНа, время и место сбора на митинг для каждого региона, фото и видео «с полей».
5 ноября создатель NEXTA Степан Путило и бывший главред канала Роман Протасевич были объявлены в розыск. А спустя несколько недель КГБ Белоруссии внес их в список террористов. Но сейчас редакция NEXTA находится в Польше и ее сотрудники не появляются на родине, поэтому белорусские силовики пытаются повлиять на те Telegram-каналы, администраторы которых проживают на территории страны.
«Я — экстремист»
Подавленный, тяжело дышащий мужчина в черном анораке чеканит свои судимости и политические взгляды:
— 2011 год, три три девять, часть два. 2015 год, 411, часть первая. Отношусь к анархистскому движению с 2003 года.
— Какие у вас цели и задачи? — продолжает допрос сотрудник белорусского МВД, снимая происходящее на камеру.
— Свержение государства, борьба с системой, — отвечает анархист. На его лице отчетливо видны следы побоев.
В середине ноября сотрудники ГУБОПиК МВД Белоруссии задержали 32-летнего Николая Дедка, одного из лидеров белорусского анархистского движения и владельца Telegram-канала Mikola, где он вел свой личный блог. Дедок прославился серией акций прямого действия, самой резонансной из которых оказалось сожжение автомобиля на территории российского посольства. Он сделал это в знак поддержки фигурантов уголовного дела о погроме в администрации Химок.
Силовики накрыли анархиста на его конспиративной квартире в поселке Сосновый. В пресс-релизе МВД утверждается, что в своем «радикальном» Telegram-канале Дедок призывал к «участию в массовых беспорядках» и «травле, оскорблению милиционеров и госслужащих». Отец Николая, ссылаясь на адвоката, заявил, что его сына избили «самым жестоким образом».
В день задержания силовики получили доступ к Telegram-аккаунту Дедка. Сделать это они могли, завладев телефоном задержанного. Тогда же на канале сменилась аватарка: вместо фотографии блогера в майке с надписью «Я экстремист», появился красно-зеленый герб Белоруссии, который протестующие называют «лукашенковским».
До задержания канал Николая Дедка насчитывал 14 тысяч подписчиков, а после перехода под контроль силовиков потерял более 10 тысяч читателей.
Гидра, крысы и каратели
Угон протестных Telegram-каналов начался еще за месяц до президентских выборов. 29 мая сотрудники ОМОН задержали оппозиционного блогера и создателя движения «Страна для жизни» («СДЖ») Сергея Тихановского.
В середине июня Telegram-канал «Страна для жизни» был захвачен и издевательски переименован в «РаЗАм». Лозунг «РаЗАм», что на русский можно перевести как «все вместе», использует пропрезидентский Белорусский республиканский союз молодежи.
На момент взлома канал насчитывал 50 тысяч человек и входил в топ-25 белорусского Telegram. В течение суток после взлома произошел массовый отток подписчиков — до 35 тысяч.
После августовских выборов начался бурный рост белорусских Telegram-каналов, специализирующихся на протестной повестке. Два месяца силовики тщетно пытались идентифицировать владельцев протестных медиа, пока в середине октября не был задержан админ канала «Данные карателей Беларуси», который публиковал фотографии и личные данные силовиков и членов их семей.
Пресс-служба МВД утверждает, что канал «Данные карателей Беларуси», созданный в середине августа, вел 15-летний школьник из села в Гомельской области. Его вычислили по банковским переводам и данным аккаунта, с которого он писал в протестные чаты. По данным силовиков, школьник тратил полученные донаты на еду и развлечения, а также планировал покупку кроссового мотоцикла.
После этого канал «Данные карателей Беларуси» долгое время контролировался правоохранителями. Они смогли вычислить несколько подписчиков, направлявших сведения о сотрудниках силовых структур. 21 ноября стало известно, что канал «Данные карателей Беларуси» был переименован и выставлен на продажу.
Спустя две недели был взломан другой оппозиционный канал, игравший важную роль в организации уличных акций несогласия, — «Водители 97%». Администрация канала координировала протесты водителей — автопробеги, перекрытие дорог. Они же разработали тактику «Гидра» с целью вносить хаос в действия силовиков.
После взлома канал переименовали в «Водители 3%». Захватчики опубликовали в нем пост, содержащий скриншот статьи 360 УК Белоруссии («Диверсия») и изображение мема Trollface, показывающего средний палец. Затем новые админы начали по одному удалять всех подписчиков канала.
К 1 ноября создателям «Водителей 97%» удалось восстановить доступ к каналу. За несколько дней ресурс с 14,5 тысячи фолловеров потерял почти 10 тысяч подписчиков.
Спустя неделю канал «водителей» вновь ненадолго перехватили. В нем появилось сообщение от захватчиков:
«В этот раз удаляться ничего не будет. Просто знайте, что Telegram — это не анонимность. Крысы должны сидеть в тюрьме, крысы должны бежать. Время тик-так, тик-так».
Получить доступ к новому каналу милиционеры смогли после задержания сотрудниками ГУБОПиК 38-летней жительницы Минска.
Администратор «Водителей 97%» рассказал Daily Storm, что захват их канала силовиками — исключительно следствие их «собственной глупости» и «везения противника».
— Первого администратора взяли потому, что он светился везде и никак не скрывался, — объясняет админ. — Силовики искали его по трем другим делам и даже не знали, что он является админом нашего канала. Поэтому они очень удивились и обрадовались такому подарку судьбы, когда этот админ в панике начал колоться и про администрирование канала. Он же дал наводку на другого админа, с которым у него были разногласия.
В ноябре угон каналов перестал быть разовым явлением. 17 ноября силовики захватили канал «Белые халаты», насчитывающий 45-50 тысяч подписчиков. Там размещали информацию о политических репрессиях, которым подвергались оппозиционно настроенные медики. С помощью этого канала врачи кооперировались в группы помощи пострадавшим от действий силовиков.
Восстановить доступ к каналу не удалось, так как был задержан его основатель. Админам «Халатов» пришлось создавать новый ресурс, на который за неделю перешла большая часть прошлых фолловеров.
20 ноября сотрудники белорусского МВД задержали 33-летнюю неработающую минчанку, которая публиковала новости сразу в нескольких Telegram-каналах, среди которых были «Мая Краiна Беларусь» и «Беларусь головного мозга».
Игра в «Мафию»
Белорусские протесты 2020 года характерны не только главенствующей ролью Telegram-каналов, но и успешной самоорганизацией людей в оппозиционных чатах. Daily Storm уже подробно писал об их устройстве.
— Telegram создает ложную уверенность в своей анонимности, — повернувшись спиной к камере и с измененным голосом говорит в репортаже на канале СТВ неназванный сотрудник ГУБОПиК. — Мы, пользуясь этими уязвимостями, можем спокойно высматривать интересующих нас лиц, которые являются деструктивщиками и призывают к радикальным мерам. В каждом чате имеется по нашему сотруднику, которые абсолютно владеют ситуацией и, используя уязвимость мессенджера, спокойно вычисляют и устанавливают данных лиц.
Администраторы протестных чатов подтвердили Daily Storm, что силовики мониторят их пользователей. Однако они выразили сомнение в «использовании уязвимости мессенджера» и в «абсолютном владении ситуацией». Собеседники отметили, что у силовиков есть три способа деанонимизации участников чата: личное общение с попыткой встретиться с пользователем; фишинговые ссылки, которые они публикуют в чат для похищения IP-адреса кликнувшего; прогон (перебор) всей номерной емкости белорусских «симок».
Администратор чата «Водители 97%» с ником Матеус сообщил Daily Storm, что зачастую сотрудники органов пытаются мимикрировать под протестующих. Собеседник сразу оговорился, что их несложно отличить по манере речи, подаче информации и работе по определенному алгоритму:
— Они всегда пишут вне контекста, задавая тему, а не следуя ей. Затрагивают темы, провоцирующие «срач»: «рука русских», «в нас будут стрелять», «протест сдувается». Силовики стараются увести тему от действий к обсуждению: «Блокировать дорогу опасно, давайте долго обсуждать, как это сделать». Постоянно ищут личный контакт, пытаются получить от участника чата хоть какую-то инфу — под любым предлогом и настойчиво: «Чувак, я партизан, у нас ячейка, давай с нами». В то время как настоящие партизаны боятся даже упоминать, что они ими являются.
Матеус подчеркивает, что основная тактика силовиков — сеять страх («дизморалить») и разбивать устойчивые соединения.
— Нас отрабатывает гэбня и ГУБОПиК, — подытожил собеседник Daily Storm. — Я ржу с этого. Чатик, который по своей ценности ой как мал, ловят два отдела двух ведомств, не понимая, что даже если захватят — ничего не изменится.
Иногда силовики и сторонники Лукашенко действуют нестандартными методами, чтобы прекратить работу чата. Например, в конце октября они успешно заблокировали несколько районных чатов, где координировались протестующие, с помощью порноатаки. С одних аккаунтов они заваливали чаты порнографическими роликами, а с других — массово жаловались на них с помощью специальной кнопки в мессенджере.
«Хранители»
Степан Путило, создатель NEXTA, в интервью YouTube-каналу «ВДудь» рассказал, что однажды писал основателю Telegram Павлу Дурову:
— Он мне не ответил, но хотя бы прочитал. Там была тема — задержали блогера Игоря Лосика, [администратора канала] «Беларусь головного мозга». Если админ месяц не выходит онлайн — канал удаляется. Я писал [Дурову] от имени всего белорусского Telegram-сообщества. Лосик до сих пор за решеткой, но канал сохранился. Видимо, сообщение дошло.
Летом Дуров заявлял, что мессенджер включил инструменты антицензуры в Белоруссии, а когда в октябре компания Apple потребовала запретить ряд белорусских каналов, публикующих личные данные силовиков, он отметил, что предпочел бы оставить каналы «в покое». Однако позиция Telegram по проблеме угона каналов протестующих неизвестна. На момент публикации представители мессенджера не ответили на вопросы Daily Storm.
26 ноября со стороны сообщества админов-оппозиционеров последовала ответная реакция на действия силовиков: был запущен проект «Хранители».
«Отныне попытка найти «владельца» канала или районного чата и угрожать ему дубинкой, пытками и тюрьмой обречена на провал», — утверждается в первом сообщении «Хранителей».
Замысел проекта прост: администраторы каналов передадут права владения канала или чата «хранителям», находящимся в безопасности за границей. Авторы проекта гарантируют анонимность и сохранность канала.
Среди организаторов проекта — администраторы NEXTA и канала «Мая Краiна Беларусь».
Доппельгангеры
Канал «Каратели Беларуси», в котором публикуются данные о сотрудниках правоохранительных органов, был создан 11 августа. На следующий же день появился канал с таким же названием, логотипом и похожим юзернеймом. Доппельгангер копировал посты и накручивал подписчиков с помощью ботов. Сейчас на него подписано 78,7 тысячи человек — на семь тысяч больше, чем на изначальных «Карателей».
— Накрутку можно заметить, изучив аналитику фейкового канала на сайте TgStat: количество просмотров и комментариев к постам ничтожно мало для такой массы фолловеров, — рассказал админ «Карателей Беларуси» корреспонденту Daily Storm. — Более того, они дискредитируют наше движение по деанону вбросами, в которых обвиняются невиновные люди. Затем эта инфа тиражируются популярными СМИ — таким образом дискредитируется эффективность и гуманность движения.
Админ «Карателей» отметил, что люди пишут ему с просьбами удалить ложные посты в канале-двойнике, поскольку думают, что именно они — дублеры. Он категорично заявил, что фейковых «Карателей» ведут сотрудники белорусских правоохранительных органов.
Фальшивые «Каратели» сотрудничают с целой сеткой псевдопротестных каналов, сателлитов канала «Объединенный союз революции» (10 тысяч подписчиков). В середине ноября админ «Союза» начал собирать деньги на «революцию», а спустя неделю исчез.
Несмотря на усилия властей, личные данные сотрудников правоохранительных органов продолжают распространяться в белорусском Telegram: 29 ноября канал NEXTA опубликовал данные 10 тысяч силовиков в ответ на массовые задержания участников «Марша соседей».
В свободный доступ попали фамилии, телефоны, адреса проживания 7592 солдат и офицеров Внутренних войск, а также 2452 курсантов и преподавателей Академии МВД.
«Мы не стали проверять, кто там бывший, а кто нет. Как и лукашенковские каратели не проверяют. Чем жестче будут репрессии, тем больше имен и фамилий присягнувших лукашистскому флагу будут обнародованы», — говорится в сопровождающем «слив» сообщении.
Белорусские телеги дербанят силовики
Спойлер: с помощью задержаний, порно и маскировки под бунтовщиков.