Сергей Собянин в очередной раз отчитался перед Мосгордумой по бюджету, реализации программ и грядущим инициативам. Мэр Москвы по классике жанра говорил не про последний год, а обо всех семи годах, что он провел "у руля". По словам Собянина, в Москве, конечно, все хорошо. Фестивали и культурные программы окупаются, туристы приносят деньги, асфальт и плитка укладываются. Бюджет столицы достиг двух триллионов рублей, а зарплаты учителей увеличились вдвое. Вот только сравнивает он эти показатели с данными семилетней давности. И, по обыкновению, не забывает во все стороны сыпать обещаниями.
Но так как мэр Москвы – человек приземленный в прямом смысле этого слова, не мог обойти он и основной свой интерес. Поэтому существенная часть доклада была посвящена ремонту улиц и дорожных покрытий, укладыванию плитки, асфальта и брусчатки. Все это, конечно, в рамках программы "Моя улица".
Вот только москвичи, похоже, с удовольствием отобрали бы улицы у Собянина, чтобы они перестали быть "его". Потому что ситуация с ними становится хуже с каждым годом, и многие уже не уверены, что люди, равно как и дороги, переживут грядущую зиму!
Плитка вместо могил
"Веселье" с плиткой началось в Москве ровно с того момента, как Собянин поместился в мэрское кресло – в 2010 году. Было решено, что асфальт столицу не красит, а вот бетонная плитка подойдет в самый раз. Благо, все ресурсы для этого были – у экс-супруги мэра Ирины Рубинчик нашелся свой маленький завод по производству того самого камня. И тут началось.
За год он замостил этой грешной плиткой более миллиона квадратных метров тротуаров. Утверждал, что она долговечнее асфальта. Но через несколько лет передумал, приказал "выкорчевывать" бетонную плитку и класть гранитную – она, мол, еще лучше. Возможно, именно это решение стало причиной того, что в Сибири теперь не хватает гранита на надгробия, так как его весь увозят на плитку в столицу? Выходит, что Собянин добрался даже до сибиряков. Если москвичам он не дает спокойно жить, то сибирякам мешает даже умирать!
Собянин действительно гордится реконструкцией московских улиц
Гранитная плитка оказалась не только невыгодной – но и абсолютно неудобной для жизни. И москвичи возненавидели ее всей душой. Проблема даже не в том, что уже спустя пару лет после укладки она "разъезжается" и начинает шататься: зимой она превращается в тотальный каток! Очереди в травматологиях Москвы в последние несколько зим просто невероятные, и страшно предположить, что будет этой – ведь количество "облагороженных" гранитом улиц снова увеличилось! Ну и само собой, недовольство москвичей и травмоопасность – это не все. Плитка начала рушиться. Частично от того, что она вообще не подходит для московских улиц, частично от того, что при укладке в жертву скорости выполнения приносились все возможные нормы и требования. В итоге столица не просто стала закатанной в бетон и плитку. Нет, она превратилась в царство треснутой плитки и крошащегося бетона!
А Собянину дела нет. Ну а что? Еще поменяем. Деньги же есть.
"Моя улица" меня бережет
Программа "Моя улица" изначально была запланирована на 2015-2018 годы. За три года в нее планировали "вбухать" 126.7 млрд рублей. Позднее план реконструкции продлили до 2020 года. Известно, что в 2015 и 2016 годах на реконструкцию улиц было потрачено 21.6 и 22.4 млрд рублей соответственно. По 2017 году отчитываться мэрия Москвы отказалась – или просто не смогла. Но если учитывать общую смету, то на нынешний год пришлось порядка 82 млрд рублей. Это – для сравнения! – бюджет Омской области за 1.5 года!
Что получили москвичи за эти деньги? Сужение Садового кольца, заторы на дорогах, перекопанные набережные. На проезжих частях появились знаменитые "собянинские выступы", которые не нужны пешеходам и мешают автомобилистам. И все это за бюджетные деньги! Одного только гранита в 2017 году закуплено – по разным данным – на сумму от 9 млрд до 17.5 млрд рублей. Причем закупки, как водится, производились не совсем честно и зачастую у аффилированных компаний. Так, 10 тендеров из 10 на поставку гранита выиграло некое "Радор М", которое было единственным участником всех аукционов.
Всего от ГБУ "Автомобильные дороги" компания получила 46 заказов на 14.8 млрд рублей. К этому даже придрался ФАС, но сделать ничего уже не смог – восстановление прав признали невозможным.
Как меняли плитку на Кузнецком мосту
Еще один крупнейший подрядчик – ООО "Спецстрой", входящее в Capital Group бизнесмена Павла Те. Последний напрямую связан с вице-мэром Москвы Петром Бирюковым: сын чиновника Александр работал в Capital Group, а дочь Ирина Бирюкова с Ольгой Те (предположительно, родственница Павла) владела компанией "Тескла".
Перезарядье
Ну и вишенкой на торте стала история с парком "Зарядье". Его открыли громко и с восторгом, потом также громко ругали посетителей, которые разворовывали ценные ботанические экспонаты. Но речь все еще идет о плитке, и здесь она тоже оказалась предметом для скандала. Не прошло и полутора месяцев с открытия "Зарядья" 9 сентября, как там стали менять плитку. При этом что пошло не так со старой и на что ее меняют теперь, неизвестно – это не комментирует ни мэрия Москвы, ни пресс-служба самого парка.
Островки цветения среди плиточного безумия
Все больше этот цирк напоминает тотальное отмывание средств: "Зарядью" грозили увеличением стоимости до 30 млрд рублей, так почему бы не переложить плитку, чтобы полностью использовать эту сумму? Или переложить плитку, а часть средств переложить себе в карман. Не забыв поделиться с чиновниками, конечно!
Теперь Собянин намерен переходить на спальные районы. Он обещал уменьшить объем "плиточных" вливаний с 50 млрд примерно в два раза. По данным РБК, с 2018 по 2020 год на "Мою улицу" все равно уйдет почти 95 млрд рублей, а с учетом 2017 и вовсе превысят 200 млрд рублей.
Вот только удержится ли смета даже в этих пределах? И входит ли в нее "переремонт" реконструированных улиц? А главное, кто будет ремонтировать центр и спальные районы после того, как выборы мэра в Москве пройдут не в его пользу?
Безумный плиточник
Сергей Собянин в очередной раз раздал сотни обещаний – от зарплат медиков до очередного ремонта улиц. Но стоит ли ему оставаться мэром Москвы?