Много бизнесменов, политиков и публичных персон уехали из страны после начала СВО. Среди них бросается в глаза действия тех, кто сделал это исключительно с бизнес целью. В России они строили свою политическую или бизнес карьеру, завязанную на госконтракты. Когда Запад начал отрезать нашу страну от своего «золотого миллиарда», эти «государственники» неожиданно машут нам с другой стороны разлома.
Количество людей сменивших адрес после начала СВО уже идёт на сотни тысяч. Причин много. Но ниже мы хотим рассказать про тех, чья карьера идёт в разрез с их прошлой деятельностью.
Александр Хлопонин
Еще совсем недавно Александр Хлопонин был вице-премьером правительства Российской Федерации. Кавалер двух орденов и член высшего совета партии “Единая Россия”.
Почти сразу после начала СВО терский казак Хлопонин сумел доказать, что по материнской линии у него в роду были евреи, и получить израильское гражданство. После этого вместе со всей семьей уехал в Израиль. В России у него остались немалые активы.
Из бизнеса отдельного внимания заслуживают “релокации” первых лиц ИТ-компаний, нередко еще и утаскивающих за собой свои бренды.
Давид Ян
Наиболее скандальным эпизодом стали поведение и дальнейшая карьера бывшего участника президентского Совета по модернизации, единственного в нем представителя ИТ-отрасли Давида Яна. Если кто не знает, это глава компании ABBYY, разработчика ПО для распознавания текстов российского происхождения, которая с некоторых пор стала американской. Перенеся бизнес из России, компания оказалась должна стране почти 200 млн рублей. Причем это не домыслы, а информация из заключений российского Арбитражного суда и Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 7.
Дело в том, что Давид Ян открыто поддерживал ВСУ финансами, в частности, проспонсировав госпиталь украинского МВД. Это еще можно списать на гуманитарную деятельность. Но в бытность свою участником Совета, Ян уже в России пребывал, скажем так, редко, а в 2016 году, судя по всему, поставил открыто софт для украинской разведки. Этот софт делали долго, начиная с 2011 года, когда отношения между Украиной и Россией были спокойными. Инвестором проекта было “Сколково”, которое выделило Яну полмиллиарда рублей.
В 2023 году, когда СВО уже шла полным ходом, российская наследница Abbyy, компания Content AI попросила у властей 258 млн рублей, чтобы создать двойников продукции самой Abbyy. Чем все это закончится, пока неясно, но известно, что софт, который мог бы быть применен для импортозамещения, на российском рынке уже есть. Российская “дочка” компании на 100 % принадлежит турецкому инвестору, соответственно, могла бы по закону получить статус иноагента, но не получила.
Аркадий Волож
Еще одна крупная компания, к которой власти проявляют политику двойных стандартов, - “Яндекс”, относящаяся к российским голубым фишкам. Только вот российским ли в полном смысле этого слова? Компания зарегистрирована в Амстердаме, хоть физический офис у нее в Москве. На подобную структуры то ли для юридического построения лицензий, то для налоговой оптимизации, то ли ещё для чего-то российские органы закрывают глаза.
Волож попал в санкционные списки как раз из-за дружбы с верхами. Не спасло даже мальтийское гражданство. Находясь на ПМЖ в Израиле словесным путем: публично заявил о своем критическом отношении к СВО.
Сейчас Волож якобы занимается продвижением стартапов, в том числе сервисов, напоминающих сервисы Яндекса. В любом случае, по сравнению с его российской карьерой бизнесмена судьба его в Израиле незавидна. Хоть ему и разрешили нанять до 1000 сотрудников, это не сравнимо с масштабами Яндекса.
Причины отбытия из России некоторых спортсменов - чаще всего, отстранение России от ряда международных соревнований, что для них чревато проблемами с карьерой и отсутствием стимула для дальнейших спортивных достижений. Другой вопрос в том, что публичная критика внешнеполитической позиции российского руководства (а иногда и родной страны в целом) ускоряет, как правило получение как гражданства страны, где спортсмен получает убежище, так и спортивного гражданства.
Павел Сиваков
Характерен пример известного велогонщика, победителя не менее, чем 30 соревнований, в том числе и международных, как в России, так и за ее пределами. В основном, конечно, за пределами, поскольку большую часть жизни Сиваков жил во Франции, с 2017 года имея французское гражданство, но продолжая выступать под российским флагом, хоть и в составе французских и итальянских клубов. Когда в 2022 году в связи с СВО международные спортивные организации развернули политику санкций в отношении российских спортсменов, Сиваков практически сразу воспользовался имеющимся у него французским паспортом, чтобы получить французское спортивное гражданство и обеспечить себе полноценное продолжение карьеры. Чтобы ускорить процесс (о чем он прямо сказал в интервью), до этого аполитичный Сиваков, которого ситуация в России, а, тем более, на Украине, вообще всегда мало интересовала, сделал антивоенное заявление, в котором, правда, не доходил до оскорблений в адрес исторической родины (именно исторической, поскольку сам велогонщик родился в Италии), наоборот, сказал, что русские - мирные люди и хотят мира. Получается - перекрыли кислород спортсменам под российским флагом - тут же Сиваков запросил французское спортивное гражданство, пользуясь положением МОК, согласно которому российские спортсмены с двойным гражданством могут получить еще и спортивное при наличии гражданства соответствующей страны, а, чтобы уже бить наверняка, еще и сделал соответствующее политическое заявление (отказ от поддержки СВО тоже прописан в нормах МОК).
В России лично сам Сиваков особых связей в верхах никогда не имел. Но их имеет его отец, Алексей Сиваков, также известный велогонщик, сейчас завершивший карьеру. Сиваков-старший является спортивным директором континентального фарм-клуба российско-швейцарской команды мирового тура по шоссейным велогонкам “Катюша”. О том, какие люди стоят за “Катюшей”, говорит тот факт, что учредитель клуба - Игорь Макаров, он же председатель совета директоров газовой компании “Итера”, 100%-ной дочки государственного углеводородного гиганта. Видимо, это одна из причин того, что успехи почти никогда не жившего в России Сивакова-младшего получали восторженные отзывы в российских государственных СМИ. Видимо, покровители Сивакова-старшего явились и причиной того, что депутат Госдумы Свищев выступил, фактически, с оправданием выбора Сивакова-младшего, ни слова не упомянув о его заявлении.
Александр Кержаков
Значительно больше регалий имеет закончивший футбольную карьеру и в последнее время занимавшийся тренерской деятельностью бывший нападающий сборной России и питерского “Зенита” Александр Кержаков.
Кержаков утверждает, что он и его семья уехали временно, поскольку была перспектива тренерской работы на Кипре. Он действительно получил контракт, но его срок уже закончился, и Кержаков переехал в Сербию, где получил должность главного тренера “Спартака” из Суботицы. В интервью лучший в истории российского футбола бомбардир говорит, что уехал из-за того, что после начала СВО ему стало страшно находиться в России. При этом он сдержан и не допускает критики России, россиян и даже властей.
Карьера Кержакова в “Спартаке Суботице” пошла не очень. Уже на первом матче клуб с разгромным счетом 3:0 проиграл “Партизану”. Так что, в качестве возможных причин отъезда Кержакова можно считать его подозрения, что он теряет квалификацию: можно попытать счастья и за пределами России в командах-середнячках, вдруг получится. Вместе с тем, у Кержакова в России остались весьма солидные связи. В частности, он лично знаком с главой Газпрома Алексеем Миллером. Но, видимо, что-то пошло не так…
Отдельный разговор о деятелях культуры - релокантах, которые утверждают, что выехали из страны из-за несогласия с властью. Хорошо оплачиваемым актерам не привыкать ездить по заграницам и иметь за пределами России жилье. По профессии им положено иметь обнажённый нерв и метаться в творческих поисках. Например, актер Алексей Серебряков или группа Little Big. Эти - уехали действительно из принципа, причем еще до начала СВО. Тем не менее, большинство релокантов из высших слоев уехали тогда, после начала спецоперации. И среди них были именно те, кто имел немалое количество государственных наград, а также “заслуженных” и “народных” званий.
Максим Галкин
В истории много существует примеров, когда дети из обеспеченных семей становились бунтарями. Вот и Максим Галкин* уехал из России в феврале прошлого года.
Но не тихо. А оседлав тему выезда публично. Частым рефреном на его концертах стал сарказм к России и СВО. Несколько месяцев назад в Канаде часть зрителей посреди его выступления начали вставать и уходить из зала. Видимо,люди не готовы слушать критику, тем более за свои деньги.
Такие «шуточки» стали продаваться гораздо хуже. И вот из сети уже пробуют удалять видео с его критическими высказываниями, снятыми во время его выступлений. Максиму вряд ли уже нравится, что ролики с концертов, где он негативно высказывается о военной спецоперации и россиянах, продолжают распространяться по Сети.
Он дает концерты в Германии, и билеты на его концерты продаются не так быстро как раньше. Максим Галкин* также пытается избавиться от статуса иноагента. По мнению депутата Госдумы Анатолия Вассермана, «статус иностранного агента очень сильно бьет по благополучию любого, кто пытается ругать государство за его же деньги.
Например, на всякие корпоративы их теперь могут приглашать только в негосударственные организации. На какие-то иные виды заработка они теперь вынуждены с большой оглядкой зариться. Соответственно, отмена статуса иностранного агента для таких деятелей – это восстановление доступа…» к прежним источникам дохода.
Бизнес-беженцы федерального уровня
Обласканные властью бегут из страны.