Читатели «Фонтанки» любят пенять застройщикам, которые строят на границе города и области целые кварталы высотных домов – «муравейники». В качестве положительного примера обычно показывают фото малоэтажных районов европейских городов. На этом фоне любопытно взглянуть на то, во что превратился в России именно такой проект — красиво задуманный малоэтажный комплекс в Ломоносовском районе Ленобласти, с иностранным инвестором и европейскими стандартами качества жилой среды.
«Если кто-то желает скандинавское качество – то извольте в Ванино. Я искал для семьи что-то европейского качества, и малоэтажное. И, кажется, нашел», – примерно такие комментарии еще совсем недавно писали на форумах о жилом комплексе «Ванино» в Низинском поселении Ломоносовского района Ленобласти. В 2011 году проект начинался как совершенно беспроблемный. Однако через пару лет настолько завяз в российских законотворческих и экономических реалиях, что его будущее оказалось крайне проблематичным. В 2017-м строительство возобновилось, но 20 сентября стало известно, что семилетняя история проекта под Петергофом может быть вновь «поставлена на паузу». В рамках уголовного дела о мошенничестве в сфере долевого строительства правоохранители Выборгского района Петербурга объявили в розыск троих граждан Эстонии: Игоря Израэляна — главного инвестора проекта, а также его партнера Дениса Вястрика и Игоря Клещенка – бывшего гендиректора экс-застройщика жилого комплекса, ООО «Тареал».
Следствие считает, что упомянутые иностранцы, обещав гражданам построить дома, похитили деньги, а людей оставили без желанной недвижимости. Все трое разыскиваемых давно находятся вне пределов России. Адвокат, представляющий интересы Израэляна в России, Андрей Комиссаров, заявил «Фонтанке», что уже вел переговоры со своим клиентом, но от дальнейших комментариев по сути ситуации отказался. Остальные фигуранты оказались недоступны.
Проект, напомним, когда-то позиционировался как «инъекция» европейских стандартов качества жизни в российскую среду. Эксперты пророчили появление близ Петергофа, в экологически чистом районе, большого и привольного «оазиса» жилья нового типа, почти как в пригородах Хельсинки – совершенно непохожего ни на «муравейники», ни на типовые российские коттеджные поселки. Крупный иностранный инвестор – прибалтийский холдинг Technomar&Adrem (через «дочку» TASMO ARIGRUPI AS) – летом 2011 года объявил о его старте под началом дочерней фирмы «Тареал», которая принадлежит собственнику холдинга Игорю Израэляну и его партнеру Денису Вястрику.
62,5 гектара недалеко от красот Петродворца должны были превратиться в малоэтажный район, с низкой плотностью застройки, с большими площадями озеленения, интересной архитектурой и особой «нездешней» атмосферой. Авторами архитектурной концепции выступили Сергей Бобылев и прибалтийские архитекторы. Здесь должны были построить 150 тысяч кв. метров жилья и 20 тысяч метров социальной инфраструктуры и коммерческих площадей: в том числе обещали детсад, школу, магазины, спортивный комплекс, теннисный центр, детские площадки, экопарковки, беговые и велодорожки и другие элементы комфорта. А еще церковь. Был анонсирован и новый для России тип многоквартирного жилья — сити-вилла, в три-четыре этажа, на несколько десятков квартир (от 21 до 48), причем в разных исполнениях — круглые и квадратные. Всего их должно было появиться сначала 99, а потом еще 142 отдельных коттеджа. Объем инвестиций в проект тогда оценивался в 120 млн евро. Любопытно, что цены на всю эту роскошь были даже для 2011 года невелики: так, двухкомнатная квартира в 50 метров стоила около 2,5 млн рублей, а коттедж минимальной площади — 8,4 млн. Продажи на проекте начались осенью 2011 года, их вело агентство недвижимости «Итака». Проект разбили на четыре очереди и собирались строить по 50 тысяч кв. м в год. Но в судьбу «кусочка Европы» вмешались российские реалии.
Первые пятнадцать сити-вилл на 180 квартир в срок (в 2013 году) сдать не успели: монополисты и местные муниципалы затягивали документацию по сетям — водопроводу и канализации. Застройщик обращался в прокуратуру с жалобами на бюрократов, но безрезультатно. В конце концов дома сдали с задержкой на 2 года. Но из-за этого передвинулись на год и сроки сдачи второй очереди — еще 128 квартир в сити-виллах, которые к тому моменту были уже распроданы, как и все 180 квартир первой очереди. Третья очередь вообще остановилась на этапе устройства фундаментов.
Срыв сроков, как снежный ком, повлек за собой проблемы. Многие дольщики были недовольны, а застройщик, пытаясь сохранить компанию и довести проект, в свою очередь, предлагал им допсоглашения, взамен на отсутствие претензий по срокам покупателям обещали ряд приятных дополнений к отделке, в том числе теплые полы, домофон и сигнализацию. Дольщики разделились: кто-то согласился на условия застройщика и въехал в готовые дома, кто-то решил по суду получить неустойки за срыв сроков (а за два года просрочки по первой очереди суммы набежали немалые), а кто-то и вовсе решил потребовать деньги обратно и отказаться от покупки. В результате летом 2015 года все работы на проекте встали: вторая и третья очередь, 12 домов на 180 квартир, превратились в недострои.
Застройщик искал выход из положения, и к зиме, кажется, нашел: руководство «Тареала» сообщило, что дополнительные средства на достройку второй и третьей очереди найдены. Но работы начать ему не дали: в начале 2016 года счета фирмы арестовали по ходатайству налоговой службы и дольщиков, требующих неустоек. В суд отправились иски о банкротстве компании, к которым присоединились и те покупатели, которые хотели вернуть деньги, расторгнув договоры.
2016 год ознаменовался громкими акциями, попавшими в СМИ: митинг дольщиков с угрозами перекрыть КАД, пикеты у эстонского консульства и т. д. Денис Вястрик и Игорь Клещенок уехали из страны, а адвокаты Игоря Израэляна пытались разобраться в долгах. Август прошлого года подарил надежду: инвестор обещал выделить на проект еще три миллиона евро. Но уже в декабре было возбуждено уголовное дело о мошенничестве, а в начале 2017 года суд наложил судебный запрет на привлечение средств граждан в этот ЖК. Власти Ленобласти тем временем искали другого инвестора, который мог бы зайти в проект (прежний инвестор не возражал). Однако в мае нынешнего года вице-губернатор Ленобласти Москвин заявил, что достройкой домов займётся прежний инвестор, но при помощи нового юридического лица — ООО «ЖК «Ванино» во главе с гендиректором Петром Верницким. Было подписано соглашение между инвестором, дольщиками, властями и Ленобласти, и Ломоносовского района.
Почти одновременно с этим суд Ломоносовского района области по иску одного из собственников квартиры в первой очереди арестовал всю незастроенную территорию проекта, а затем обратил взыскание путем продажи с публичных торгов. Землю приставы оценили в 43 млн рублей, хотя игроки рынка называли тогда другие цифры — до миллиарда. На данный момент в рамках исполнительного производства с «Тареала» требуют около 120 млн рублей. Затраты на достройку оцениваются в 800 млн. Ущерб по уголовному делу оценен в 300 млн. Инвестор Technomar & Adrem и его эстонская «дочка» TASMO до сегодняшнего момента из проекта не уходили, что подтверждали и областные власти. «Игорь Израэлян готов выделить на достройку комплекса порядка 800 миллионов рублей из собственных средств. Чтобы помочь ему избежать 300-миллионного убытка и получить выгоду от реализации проекта, мы изменим для инвестора категории некоторых его земель с ИЖС в земли, предназначенные под среднеэтажное строительство. В договорах покупателей квартир в этом ЖК изменятся только две вещи — название компании-застройщика и сроки завершения строительства, ничего больше. Строительство последнего из домов должно быть завершено в 2019 году», – пообещал 47news зампред правительства Ленобласти по строительству Михаил Москвин.
По словам Петра Верницкого и нескольких дольщиков, опрошенных «Фонтанкой», этим летом работы на объектах «Ванино» возобновились. Из оставшихся двенадцати шесть домов обещали ввести до конца 2018 года, еще шесть — до конца 2019. Неизвестно, правда, как новый застройщик получит земли: они до сих пор под арестом и в собственности «Тареала».
«Там такой клубок интересов, что о судьбе проекта можно говорить с большой осторожностью. На мой взгляд, основной причиной проблем стало то, что местные власти целый год не принимали у компании сети. Дальше начались задержки, ошибки менеджмента, они тоже были, попытки перекидывать деньги со счета на счет, и в результате — финансовый штопор, – говорит автор программы «Квадрат» Дмитрий Синочкин. – Я не исключаю, что могло быть так: на Дениса (Вястрика. — Прим. ред.) было решено навешать всех собак, чтобы инвестор мог остаться «чистым» и продолжить стройку. Плюс, насколько мне известно, Израэлян не был доволен работой «Тареала», к ней были реальные претензии. И была такая попытка «развести» двух участников. Теперь они (Израэлян и остальные фигуранты дела, объявленные в розыск. — Прим. ред.) – в «одной корзинке». И вопрос не в персональной вине Израэляна, а в том, кто будет достраивать. Представьте себе инвестора, который готов влезать двумя ногами в этот террариум. Есть дольщики первой очереди, ждущие своих неустоек, есть дольщики второй очереди, у которых сроки сорваны, дома зависли, и если их не продолжить строить, то надо будет уже консервировать, иначе они развалятся. Есть, наконец, другие участки, на которые наложен арест, где изначально планировались коттеджи. Есть и социально озабоченные дольщики, которых особенно волнует иностранное происхождение инвестора. И есть юристы Андрей и Юлия Комиссаровы, которые представляют Израэляна и холдинг TASMO, но, с другой стороны, и тех дольщиков, по иску которых арестовываются участки. На мой взгляд, это очень похоже на попытку перехватить управление проектом».
По словам Петра Верницкого, о розыске Израэляна, Вястрика и Клещенка он узнал из новостей «Фонтанки». Что будет дальше с проектом, если инвестор из него выйдет, ему пока неизвестно. Адвокат Андрей Комиссаров обещал в ближайшие дни обнародовать заявление Игоря Израэляна по поводу будущего ЖК «Ванино».
Блеск и уголовный розыск ЖК «Ванино»
Мечта о Европе увязла в российских рыночных реалиях: судьба ЖК «Ванино» под Петергофом снова под вопросом, инвестор объявлен в розыск, власти в курсе, обещают.