Но группа потенциальных участников схода до сих пор действует в Facebook. Если компании откажутся сотрудничать с регулятором, им грозит блокировка на территории России
Как блокировали сход
Прокуратура вечером в пятницу, 19 декабря, попросила для оппозиционера Алексея Навального 10 лет лишения свободы по делу «Ив Роше», а для его брата Олега – восемь. Сразу же после этого в социальных сетях начали появляться призывы к организации «народного схода» в день оглашения приговора – 15 января.
В Facebook уже вечером 19-го было создано мероприятие «Народный сход: обсуждение приговора братьям Навальным по делу «Ив Роше». На следующий день оно было заблокировано: как отметил на своей странице в этой соцсети бизнесмен Александр Винокуров, к моменту исчезновения мероприятия отметки об участии в нем поставили более 12 тыс. человек. Бывший руководитель предвыборного штаба оппозиционера, один из организаторов схода Леонид Волков также утверждает, что в группе успели зарегистрироваться около 12,5 тыс. участников.
Почти сразу же после блокировки первого мероприятия было создано второе – «15.01.15»; у него шесть организаторов, включая Волкова. На 20:30 мск оно действовало: примерно 26 тыс. пользователей Facebook заявили об участии, еще 3,8 тыс. написали, что «возможно» придут, приглашенными (на мероприятия в соцсети можно приглашать только друзей из своего списка) оказались около 99 тыс.
Первое мероприятие заблокировал сам Facebook по требованию Роскомнадзора, который, в свою очередь, руководствовался требованием Генеральной прокуратуры, рассказал пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский. Он сослался на федеральный закон №398 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», известный как «закон Лугового». Прокуратура может давать Роскомнадзору как общие указания – ограничить доступ к страницам с призывами к несанкционированным массовым мероприятиям, так и конкретные ссылки.
Он отказался отвечать, были ли даны предписания Facebook относительно второй страницы. Источник, близкий к разбирательству, утверждает, что регулятор направлял требование о блокировке «15.01.15», но соцсеть отказалась его исполнить. Такую же информацию передал телеканал «Дождь» со ссылкой на собственные источники. В пресс-службе Facebook, не стали комментировать взаимоотношения соцсети с Роскомнадзором.
Сейчас информация о выходе на улицы в знак протеста против приговора Навальным распространяется также в сетях Twitter, «ВКонтакте», «Одноклассники», Google+ и других. Помимо москвичей, принять участие в сходе собираются жители Екатеринбурга, Перми, Новосибирска, Берлина, Нью-Йорка, Лондона. «Пока политические партии и движения не объявляли о своем участии в сходе и, надеюсь, обойдется без этого», – уточнил Волков.
Источник РБК добавляет, что требования о блокировке получали и другие сети. Пользователям Twitter, размещающим записи о сходе – в основном, это ссылки на страницу в Facebook – приходят извещения о том, что их контент нарушает закон Российской Федерации и сеть просит удалить эти записи добровольно. При этом, как сообщает «Дождь», руководство компании не намерено применять никаких санкций к тем, кто откажется удалять посты. Представитель Twitter Рейчел Бремер заявила РБК, что ситуацию с блокировкой отдельных аккаунтов компания не комментирует. В последнем специализированном отчете Transparency Report Twitter сообщал, что за январь–июнь 2014 года получил из России 32 запроса на удаление контента и 59% этих требований выполнил.
Бывший технический директор «ВКонтакте» Николай Дуров, брат одного из основателей соцсети Павла Дурова, заявил, что 21 декабря администрация «ВКонтакте» получила 53 запроса от Роскомнадзора с требованиями «заблокировать все страницы, группы и события, в которых упоминается слово «Навальный». При попытке открыть страницы групп «народного схода» появляется так называемая «заглушка» с надписью «Данный материал заблокирован на основании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 27-27-2014 от 20.12.2014».
Заблокированы также несколько аккаунтов в «Живом журнале», в том числе страница Волкова.
«Закон Лугового» в деле
«Я впервые в жизни создал какое-либо ФБ-событие. Вся ситуация абсолютно не сравнима с чем-либо, что было раньше», – утверждает Волков.
«Закон Лугового», названный так в честь своего автора, депутата Госдумы от ЛДПР Андрея Лугового, ввел с 1 февраля 2014 года механизм досудебной блокировки сайтов, которые содержат «призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в публичных массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка» и т.п. Если Генпрокуратура видит такие призывы, она обращается в Роскомнадзор. Регулятор обязан в течение одного рабочего дня через оператора связи уведомить владельца сайта о необходимости удаления нежелательного контента, а при отсутствии реакции владельца в течение суток – блокировать сайт.
По данным центра «Сова», с 1 февраля по 1 октября 2014 года по «закону Лугового» оказались заблокированы 126 ресурсов, в том числе интернет-издания «Грани.ру», «Каспаров.ру» и блог Алексея Навального в «Живом журнале» (пока обжаловать эти решения в суде владельцам сайтов не удалось), но никогда прежде закон не использовался для противодействия организации митингов.
Часто у сайта-нарушителя можно заблокировать отдельную страницу, но для Facebook, работающего по безопасному протоколу https, скорее всего, потребовалась бы блокировка всей сети на территории страны, объясняет специалист по информационной безопасности Алексей Лукацкий.
Если бы Facebook оказался заблокирован в России, он потерял бы миллионы долларов. По оценке агентства Data Insight, доходы соцсети на российском рынке составляют примерно 0,5–0,6% от общемировой выручки или около $60–80 млн за 2014 год. Сооснователь Data Insight Борис Овчинников объяснил РБК, что аналитики посчитали, сколько соцсеть зарабатывает на одном пользователе в среднем (поделили выручку Facebook в мире на количество активных пользователей) и умножили этот показатель на примерное количество пользователей в России. В конце сентября 2014-го, по собственным данным Facebook, соцсетью пользовались 1,12 млрд человек в мире. В России аудиторию Facebook считает TNS Russia: в сентябре она достигла 22,3 млн человек.
Выручка Twitter за девять месяцев 2014 года выросла более чем в два раза, до $923,9 млн, из них $823,7 млн обеспечила реклама. В отчетности компании сказано, что 68% доходов приходится на США, оставшиеся 32% – на другие 35 стран. Овчинников считает, что Twitter в основном зарабатывает на американском рынке, а его масштаб в России «настолько небольшой, что это невозможно посчитать». Twitter запустил прямые продажи рекламы в России через агентство Httpool только в начале ноября этого года.
Но сотрудничество с российским регулятором грозило бы Facebook и Twitter критикой со стороны части западной аудитории. После блокировки первой группы «народного схода» Facebook осудил бывший посол США в России Майкл Макфол. «Все мы делаем ошибки. Facebook должен исправить свои в России как можно скорее. Текущие действия – чудовищный прецедент и плохо для бизнеса», – написал он в своем микроблоге в Twitter.
Материалы о блокировке страниц в Facebook появились в западных СМИ, в частности, в The Telegraph, The Guardian и The Washington Post. Последнее издание называет произошедшее «очередной попыткой ограничить возможности Facebook в качестве платформы для политической оппозиции».
Выйдет ли протест из соцсетей
Алексей Навальный в разговоре с РБК оценил желание людей выйти на улицу «...не как акцию в свою защиту, а как общее выступление против несправедливости, коррупции и постоянной лжи».
Согласно федеральному закону №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организаторы публичного мероприятия имеют право проводить предварительную агитацию (сообщать информацию о месте, времени и целях мероприятия, призывать граждан к участию в нем) «с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия». Запланированная на 15 января акция пока не согласована. Таким образом, контрольные ведомства считают размещение информации о ней незаконным.
Как Навального пытались удалить из интернета
28 февраля 2014 года
Басманный суд Москвы изменил обвиняемому по делу «Ив Роше» Алексею Навальному меру пресечения с подписки о невыезде на домашний арест, одним из условий которого является запрет на пользование интернетом. Впоследствии домашний арест неоднократно продлевали; последний раз – до 14 февраля 2015 года.
13 марта
Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры внес в реестр запрещенных сайтов блог Навального в LiveJournal. Внимание надзорного ведомства привлекли два поста от 23 и 24 февраля, в которых оппозиционер призывал своих читателей прийти к Замоскворецкому суду Москвы, где должны были вынести приговор по «болотному делу». Блог был заблокирован без решения суда – в рамках принятого в феврале «закона Лугового» (по имени инициатора законопроекта депутата от ЛДПР Андрея Лугового). Генпрокуратура напомнила, что записи в блоге нарушают условия домашнего ареста, согласно которым Навальному запрещено пользоваться интернетом.
2 апреля
Вице-спикер Госдумы, секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов подал на Навального иск о клевете – поводом послужила запись в блоге оппозиционера, который еще в ноябре прошлого года заявил, что Неверов и еще несколько единороссов не задекларировали часть своего имущества. 24 апреля Люблинский суд Москвы обязал Навального в течение 10 дней опубликовать опровержение. Навальный, в свою очередь, заявил, что не понимает, где и как он должен дать опровержение, так как ему запрещено пользоваться интернетом, а его блог заблокирован.
22 апреля
Бабушкинский мировой суд Москвы оштрафовал Навального на 300 тыс. руб. в пользу муниципального депутата Алексея Лисовенко, подавшего на оппозиционера иск о клевете за твит, в котором говорилось, что истец – наркоман. Депутат утверждал, что запись была размещена лично Навальным вопреки запрету на пользование интернетом.
27 мая
Начальник управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных, Елена Зарембинская заявила, что ФСИН по итогам мониторинга соцсетей уличила Навального в пользовании интернетом. «Мы проинформировали не только суд и следователя, но и Генпрокуратуру», – отметила Зарембинская. По ее словам, утверждения, что в соцсетях за оппозиционера пишут другие люди, весьма сомнительны.
Сторонники Навального, со своей стороны, считают незаконными действия властей: по российскому законодательству, уведомлять муниципальные органы о публичной акции необходимо не позднее чем за 10 дней, но не ранее, чем за 15 дней до планируемой даты ее проведения. Представитель Генпрокуратуры не стал объяснять РБК, на каком основании она сочла мероприятие несанкционированным.
Если в январе люди выйдут на акцию, то она не будет иметь лидеров, организаторов и конкретного плана действий, считает Волков. Сам он работает в Люксембурге, но сказал РБК, что приедет на акцию, хотя не собирается подавать заявку на согласование митинга.
По словам заявителя крупных протестных митингов 2012 года Сергея Давидиса, никто из оппозиционеров не готов сейчас брать на себя ответственность как организатор акции.
Закон «о митингах», ужесточенный на фоне массовых акций протеста «За чистые выборы» в 2012 году, наказывает заявителей за нарушения организации митинга или общественного порядка во время акции штрафами до 1 млн руб. или уголовной ответственностью при повторном нарушении. Но этот же закон не требует согласования для народного схода, если его участники не выкрикивают лозунгов, не приносят плакатов и не нарушают общественного порядка.
Как «народный сход» состоялась акция в июле 2013 года после объявления Навальному приговора по делу «Кировлеса». Тогда на Манежную площадь и Тверскую улицу, заранее перекрытые силами московской полиции и ОМОНа, вышли около 8 тыс. человек, часть из них несли плакаты и выкрикивали лозунги. По итогам акции, на ход которой повлияло временное освобождение Навального, были задержаны 29 человек. Сейчас протест будет еще более массовым, уверен Волков: по делу «Кировлеса» ожидали условный приговор, сейчас же все понимают, срок будет реальным.
В мэрии Москвы пока не хотят обсуждать возможные уличные протесты по делу «Ив Роше». «Мы и соответствующие правоохранительные органы изучаем эту ситуацию, в том числе то, что происходит в социальных сетях», – сказал РБК руководитель департамента региональной безопасности Москвы Алексей Майоров.
Правозащитник Лев Пономарев считает, что на «народном сходе», условием которого является отсутствие лозунгов и плакатов, легко спровоцировать беспорядки. «Есть люди, близкие к Навальному, они должны подать заявку на проведение акции 15 января. Дело в том, что даже на острополитических санкционированных акциях можно ожидать провокации», – сказал РБК Пономарев.
«Технически можно подать 31 декабря заявку. Но мы не видим в этом необходимости, к тому же акции на Манежной площади никогда не согласовываются для оппозиции», – пояснил Давидис.
Блок не ставится: как «народный сход» за Навального вычищают из соцсетей
Роскомнадзор требует от Facebook и других социальных сетей блокировать страницы, посвященные «народному сходу» в поддержку Алексея Навального.