Все началось еще во вторник, когда городской актив "Единой России" во главе со спикером ЗакСа Вячеславом Макаровым встречался в Москве с премьером Дмитрием Медведевым. В четверг в региональные СМИ была вброшена информация о том, что на мероприятии был поднят вопрос об отзыве из Совета Федерации сенатора от Петербурга Вадима Тюльпанова. Задан он был, разумеется, делегатами, а о реакции на это предложение Дмитрия Анатольевича не сообщается. Но любящие читать между строк могут додумать ее сами: если бы экс-глава государства возмутился по этому поводу, тему вряд ли бы рискнули развивать в СМИ. А раз об этом пишут, значит, лидер партии не то, чтобы активно возражал.
Сам герой дня, как кажется, был этими новостями слегка ошарашен — перестал писать в Twitter, а на расспросы журналистов лишь объяснял, что претензий лично ему лично никто не предъявлял, а уволить его ни у кого права нет. Кажется, в этой истории все очевидно. Под ворсистым федеральным ковром в схватке за пост будущего губернатора Петербурга схлестнулись несколько команд. Время от времени из-под ковра доносятся крики и стоны, обозначающие направление главного на настоящий момент удара. Сейчас, стало быть, развернуто стратегическое наступление на Тюльпанова, поскольку он не только является одним из самых деятельных участников условной команды Матвиенко (которую подозревают в слишком активном интересе к политическому будущему Северной столицы), но и сам как будто подумывает о сражении за губернаторское кресло.
При этом у экс-спикера сложились не слишком безоблачные отношения с действующим губернатором, не очень его любит и нынешняя верхушка городского ЕдРа. А раз так, снять его с должности, чтобы назначить на это статусное место своего человека, — вполне разумный ход для нынешних петербургских управленцев.
Но весь фокус в том, что сделать этого они на самом деле не могут. Ведь Валентина Матвиенко, пришедшая в Совет федерации после нерадостного окончания своей петербургской карьеры, пролоббировала поправки в закон о статусе сенаторов. Эти изменения лишили губернаторов и местные ЗакСы возможностей произвольно прекращать полномочия своих московских представителей (введен закрытый перечень оснований для принятия такого решения) и, кроме того, требуют согласования этого решения в самом Совете федерации.
Понятно, что в рамках существующей модели эти условия вовсе не бином Ньютона — при наличии политической воли задача решается "на раз". Однако проявлена она должна быть на верхних властных этажах. А в нашем случае еще и теми их обитателями, кто способен обуздать неприятие этого решения со стороны Валентины Ивановны. Маловероятно, однако, что наши верховные арбитры решат: эта задача сегодня — из первоочередных (провинности Тюльпанова перед партией власти все же не столь велики). А, значит, сенаторские корочки в ближайшее время у него не изымут. Так неужели авторы этой идеи не прочитали федеральный закон, превращающий их инициативу в малореальную? Поверить в это не готов, а, стало быть, в этой истории все немного сложнее.
Озвученная в СМИ информация — суть черная метка. Причем, по одной из гипотез, не только для самого Вадима Альбертовича. Все ли помнят, что в верхней палате федерального парламента Петербург сегодня представляют два сенатора — и второй является как раз сама Матвиенко? Делегирована она туда де-факто Красненькой речкой, де-юре — петербургским градоначальником.
А ведь согласно новому порядку формирования Совета федерации фамилии трех претендентов на это место вносятся в избирательный бюллетень вместе с фамилией кандидата в главы региона. И никто совершенно не гарантирует, что в случае обострения нынешней подковерной схватки Валентина Ивановна непременно окажется в списке кандидатов в губернаторы Петербурга от партии власти. А ее невхождение в бюллетень будет означать утрату третьего места в российской властной иерархии (пусть и формального, но от того не менее приятного).
Конечно, в случае этой неудачи она — в теории — сможет баллотироваться и от какого-нибудь другого субъекта Российской Федерации, однако на практике операция "Красненькая речка, часть вторая" обернется уже явным политическим перебором.
Одним словом, намек, данный Вадиму Тюльпанову, имеет под собой весьма занятный и более широкий подтекст. Но еще более любопытно, как на него отреагирует атакованная на наших глазах команда. Запасаемся попкорном: в 2014-м нам будет, за чем понаблюдать и что обсудить.
P.S. На встрече с делегацией "ЕдРа" Дмитрий Медевдев предложил, согласно версии агентств, "обсудить текущую ситуацию, с учетом того, что мы должны готовиться к различным событиям". Вот интересно — на какие именно события намекает премьер? Уж точно не на собственную отставку, которая, по уверениям некоторых, может произойти сразу после Олимпиады…
Так какие же события в Петербурге пророчит Дмитрий Анатольевич?
Больше, чем намек
Политический Петербург всё никак не может уйти на зимние каникулы. Меньше чем за неделю до нового года спокойствие нарушила информация о серьезных проблемах, постигших сенатора Тюльпанова.