Кипрская компания Riverstretch Trading & Investments (RT&I) получила контроль над российскими пенсионными и девелоперскими активами Бориса Минца. Его O1 Group завершила их передачу офшору. У специализирующейся на недвижимости RT&I уже есть планы на O1 Properties, о будущем финансовой группы (ФГ) «Будущее», объединяющей негосударственные пенсионные фонды (НПФ), руководитель российского представительства офшора предпочел умолчать. НПФ в перспективе могут перейти к другому владельцу.
O1 Group Бориса Минца передала контроль над своим девелоперским бизнесом O1 Properties и пенсионным — финансовую группу «Будущее» — кипрскому офшору RT&I, говорится в сообщении, размещенном в пятницу на сайте O1 Properties. Ранее о том, что эти два актива будут переданы RT&I, сообщал “Ъ”.
«Передача активов осуществлена в рамках урегулирования задолженности O1 Group перед Московским кредитным банком (МКБ), который был переуступлен концерну “Россиум”, а затем компании Riverstretch Trading & Investments»,— говорится в пресс-релизе. У O1 Group долг перед МКБ на общую сумму примерно 25 млрд руб., признавала в начале марта группа. В том же месяце в интервью “Ъ” владелец мажоритарного акционера МКБ концерна «Россиум» Роман Авдеев заявил, что его концерн выкупил кредит, выданный O1 Group, на себя, а для работы с задолженностью нанял RT&I. В мае “Ъ” сообщал о том, что фонды ФГ «Будущее» могут перейти к этому офшору, поскольку кредит был переуступлен. Спустя несколько месяцев об этом написали и «Ведомости».
В августе информация о том, что O1 Group передала контроль над O1 Properties, подтвердилась. Об этом в сообщении для держателей своих евробондов сообщила SPV-компания группы O1 Properties Finance. Позже в пресс-релизе флагманского фонда ФГ «Будущее» тот признал, что в скором времени и пенсионный бизнес Бориса Минца перейдет к кипрскому офшору. «В настоящее время ведутся переговоры о переходе контроля в отношении ФГ ''Будущее''… компании RT&I в рамках урегулирования задолженности компании O1 Group по кредиту, полученному от МКБ»,— говорилось в пресс-релизе.
RT&I — это «частная инвестиционная компания, специализирующая на вложениях в недвижимость и девелопменте», основанная в 2007 году на Кипре, уточняется в сообщении O1 Properties. В 2015 году офшор находился на балансе «Вестинвест» (компания владела офисными помещениями в бизнес-центре «Конкорд»), которая принадлежала компании «Гудзон», 99% акций которой, в свою очередь, входили в ЗПИФ смешанных инвестиций «Коммерческие инвестиции» под управлением УК «Регион портфельные инвестиции» (входит в группу компаний (ГК) «Регион»), свидетельствуют данные оценщика акций «Гудзона». «Связи между ГК “Регион” и RT&I нет и никогда не было»,— заявил представитель ГК. В 2016 году Всероссийский банк развития регионов (ВБРР), мажоритарным акционером которого является нефтяная компания (НК) «Роснефть», приобрел компанию «Гудзон» говорится в отчетности ВБРР.
RT&I в 2015 году принадлежали нежилые помещения в торговом центре (ТЦ) «Конкорд маркет» площадью 9,5 тыс. кв. м. В 2016 году приобретение ВБРР «Гудзона» обосновывалось «диверсификацией активов» и «достижением синергетического эффекта за счет размещения части подразделений группы и конечной контролирующей стороны на собственных офисных площадях». В 2016 году RT&I выкупила у Сбербанка долг основателя «Дон-строя» Максима Блажко на $275 млн. А в конце 2017 года после задержания господина Блажко RT&I получила в рамках соглашения с заемщиком торгово-развлекательный комплекс «Щука». Также офшору достался бизнес-центр Nordstar Tower, принадлежавший ранее господину Блажко. Нынешний руководитель представительства Riverstretch Trading & Investments в России Алексей Мазин в 2011–2014 годах работал заместителем директора департамента по работе с недвижимостью инвестиционной компании (ИК) «Регион» (входит в одноименную ГК), говорится в пресс-релизе O1 Properties. Таким образом, можно ожидать, что специализирующаяся на работе с недвижимостью компания RT&I продолжит развитие девелоперских проектов O1 Properties.
Мы констатируем проблемы с существенной долговой нагрузкой O1 Properties. Обладая опытом работы в сфере недвижимости и обширной экспертизой в части стабилизации активов, наша компания будет активно и последовательно искать выход из нынешней непростой ситуации»,— приводится в сообщении заявление господина Мазина.
По его словам, главной задачей RT&I станет снижение долговой нагрузки на O1 Properties.
О перспективах ФГ «Будущее» господин Мазин высказался скупо: «В настоящее время компания RT&I проводит детальную оценку операционной деятельности, совместно с управляющими командами актуализирует стратегии… НПФ, входящих в состав ФГ “Будущее”». «Вся работа будет нацелена на продолжение развития компании и укрепление взаимоотношений с крупными корпоративными клиентами… Информация о планах дальнейшего развития будет озвучена по мере их утверждения новым акционером»,— заявила гендиректор финансовой группы Марина Руднева.
Ранее в ФГ «Будущее», фонды которой обладают большим объемом проблемных активов и показывают не самые хорошие результаты инвестиционной деятельности, заявляли, что расчистка портфелей ее НПФ начата и часть активов была реализована. На денежные средства и их эквиваленты в ФГ на конец первого полугодия приходилось 105,2 млрд руб. Размещение этих средств планировалось после перехода контроля к RT&I. «Актуализация инвестстратегии будет продолжена после перехода контроля в отношении группы компании RT&I»,— заявляла гендиректор НПФ «Будущее» Мария Калинкина. Впрочем, собеседники “Ъ” говорили, что не обладающая опытом управления финансовыми активами кипрская компания может стать транзитным пунктом для пенсионных активов ФГ «Будущее». В частности, они утверждали, что фонды, принадлежавшие O1 Group, могут войти в периметр объединения НПФ «Нефтегарант», «Нефтегарант НПО» и «Согласие ОПС». “Ъ” ожидает ответа на запрос от RT&I, O1 Group, O1 Properties и ФГ «Будущее».
Борис Минц остался без девелоперских активов и российских пенсионеров
Девелоперский и пенсионный бизнесы O1 Group перешли к кипрской компании, подконтрольной Роману Авдееву и Игорю Сечину.