Накануне в российском футболе произошла скандальная ситуация – игроки футбольного клуба «Тосно» отказались выходить на игру из-за задолженности по зарплате. В результате забастовки на свет оказался вытащен конфликт интересов, связанный с высокопоставленными владельцами команды из компании Fort Group. Скандал разразился в Турции, куда «тосненцы» приехали на зимние сборы, что придало проблемам ленинградских футболистов международную огласку.
3 февраля команда ФК «Тосно» пропустила товарищеский матч с курской командой «Авангард» на поле в турецком городе Белек. Однако футболисты предприняли демарш лишь после того, как отыграли три матча с зарубежными командами и предварительно уведомили о своем решении руководство клуба, направив коллективное письмо с просьбой погасить задолженности по зарплате. На крайнюю меру «тосненцы» пошли лишь после того, как не дождались ответа.
В руководстве клуба предпочитают публично игнорировать проблему с невыплатой заработной платы игрокам, делая вид, как будто в Турции ничего не произошло. Так, управляющий компанией Fort Group Максим Левченко заявил, что не в курсе ситуации и переадресовал вопрос менеджменту клуба, а гендиректор ФК «Тосно» Вячеслав Матюшенко сказал, что впервые об этом слышит от журналистов.
Скандал в ФК «Тосно» назревал в течение всего 2017 года. Критической точки достиг в ноябре, когда дирекция Fort Group перестала выплачивать футболистам зарплату. Максим Левченко ещё в марте жаловался «Фонтанке» на финансовые тяготы владения футбольной командой. Он уже тогда сомневался в поддержании клуба и, по колоритному выражению, был готов «слить «Тосно» в унитаз».
Развязка в этом финансовом конфликте наступила в декабре, когда Fort Group пошла на расширение бизнеса и приобрела пять торговых центров в Москве за 900 млн евро. Уже тогда в СМИ поползли слухи, что после таких высоких затрат компания просто не выдержит содержание футбольной команды, обходящееся ей примерно в 600 млн евро в год. На эту проблему обратил внимание губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, который усомнился в финансовой стабильности команды в будущем.
Сегодня губернатор также не скрывает своего раздражения, комментируя скандал в Турции. Дрозденко посетовал на то, что спонсоры команды должны были понимать, какие риски и нагрузку они брали на себя, выводя команду в топ. Очевидно, что губернатор имел в виду именно Пайкина как главного инициатора покровительства ФК «Тосно». Ведь ко всему прочему Борис Пайкин возглавляет Федерацию футбола Ленинградской области, а потому должен нести ответственность за собственное обещание «укреплять материально-техническую базу субъектов футбола», данное им при вступлении в должность летом 2016 года.
Однако громкие слова разошлись с реальными делами уже по итогам неудачной избирательной кампании в Госдуму, которую Борис Пайкин в 2016-ом проиграл.
Его поражение на выборах обернулось для тосненской команды началом затяжного кризиса, развязка которого и произошла накануне. 2016 год команда закончила с большими убытками в 123 млн рублей, имея на счету задолженность в 76 млн рублей и кредитную нагрузку в 122 млн рублей. Очевидно, поэтому для рекламы на следующих выборах летом 2017 года Пайкин выбрал другую команду «Брянск-Динамо», которую, похоже, также бросил на произвол судьбы, получив заветное место в Госдуме.
Складывается впечатление, что любовь к футболу была для Бориса Пайкина временным и сугубо конъюнктурным явлением, связанным с пиаром на спортивных ценностях для успешного выдвижения в Госдуму. Когда же бизнесмен получил депутатский мандат, необходимость в футболе отпала. Сегодня ФК «Тосно» представляет для владельца компании Fort Group «непрофильный актив», обладающий к тому же высокой нерентабельностью в сотни миллионов евро. Видимо поэтому депутат и может позволить себе общаться с футболистами как с «отработанным материалом», положенным в топку его политических и финансовых интриг. В этой связи у игроков «Тосно» не оставалось другого выхода, кроме как заявить о себе во всеуслышание на зарубежном поле.
Борис Пайкин забил на футбол
Игроки ФК «Тосно» забастовали против Fort Group, которая задержала им зарплату.