Как стало известно "Ъ", СКР и ФСБ пытаются сформировать из сотрудников Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России организованное преступное сообщество. Вчера по ходатайству СКР Басманным райсудом был арестован уже 11-й ведущий сотрудник ведомства подполковник Сергей Понамарев. Он вместе с бывшим замначальника ГУЭБиПК Борисом Колесниковым подозревается в фальсификации материалов в отношении задержанных с поличным при получении взятки руководителей подмосковного управления Росреестра. В громком деле уже четыре эпизода, и останавливаться на этом следствие не собирается.
В разработку ФСБ подполковник Понамарев попал в середине марта, когда заявление на сотрудников ГУЭБиПК написали обвиняемые в получении взятки и. о. руководителя подмосковного управления Федеральной регистрационной службы Ольга Жданова и выступавший в качестве посредника бывший сотрудник Росреестра Алексей Акчурин. В июне прошлого года оба были задержаны сотрудниками управления "Б" ГУЭБиПК с поличным при получении 1,3 млн руб. за ускорение "процесса регистрации прав на объекты недвижимости и земельные участки в элитных районах Московской области" (расследование этого дела продолжается).
Как следовало из ходатайства следователя Руслана Миниахметова об аресте подполковника Понамарева, 25 марта ГСУ СКР возбудило уголовное дело в отношении заместителя начальника ГУЭБиПК генерал-майора полиции Бориса Колесникова, начальника управления "Б" этого ведомства майора Ивана Косоурова (оба были ранее арестованы), некоего Алексея Клюшкина и ряда других неустановленных лиц. 26 марта в рамках этого дела в СКР был вызван старший оперуполномоченный 28-го отдела ГУЭБиПК Сергей Понамарев, которого после допроса задержали.
По мнению следствия, сотрудники полиции с помощью своего агента, в роли которого выступал господин Клюшкин (он участвовал в целом ряде оперативных экспериментов по изобличению предполагаемых коррупционеров), провели незаконные оперативно-разыскные мероприятия, послужившие основанием для возбуждения уголовного дела в отношении Ольги Ждановой и Алексея Акчурина.
Мотивируя необходимость ареста офицера полиции, следователь Миниахметов (получил известность, когда расследовал уголовные дела на блогера Алексея Навального и генерала ФСКН Александра Бульбова) заявил, что тот подозревается в совершении тяжкого преступления, консультируется с высокопоставленными чиновниками и работниками правоохранительных органов с целью оказания давления на следствие для прекращения уголовного дела. Кроме того, как считают в СКР, подозреваемый может в любое время скрыться, воздействовать на изобличающих его свидетелей и иным способом воспрепятствовать расследованию.
Сам Сергей Понамарев заявил суду, что скрываться не намерен. По данным "Ъ", подполковник Понамарев собирался в отпуск за границу, имел на руках паспорт с визой, тем не менее даже не попытался бежать, явившись на допрос в качестве свидетеля. Учитывая это, защитник попросила суд ограничиться домашним арестом. "Реальных данных о том, что мой подзащитный скроется, будет угрожать свидетелям или уничтожит доказательства, следствием не представлено,— заявила адвокат Виктория Гнездилова.— Сергей Понамарев, явившись на допрос, 51-ю статью брать не стал, ответив на все вопросы". При этом, как отметила госпожа Гнездилова, фамилия ее подзащитного не упоминается в заявлениях обвиняемых Ждановой и Акчурина.
Выслушав стороны, судья Наталия Дударь согласилась с доводами следствия и арестовала Сергея Понамарева на два месяца. Он стал уже одиннадцатым офицером ГУЭБиПК, заподозренным в злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 286 УК РФ) и взятым под стражу с февраля этого года. Кроме того, арестованы были трое агентов ведомства.
Ведущие сотрудники ГУЭБиПК оказались под следствием после того, как попытались разработать заместителя руководителя шестой службы девятого управления ФСБ Игоря Демина, на которого полицейским якобы поступали сигналы. Затем в деле появились еще три эпизода превышения должностных полномочий, совершенных оперативниками.
Защитники находящихся за решеткой полицейских обращают внимание на то, что все потерпевшие по этим эпизодам были взяты полицейскими с поличным, добровольно давали признательные показания, а многие и вовсе пошли на сотрудничество со следствием. Однако после зачистки главка сотрудниками ФСБ резко изменили свою позицию, заявив, что стали жертвой провокации или материалы в отношении их были сфальсифицированы.
Очевидно, что только этими эпизодами громкое дело не ограничится, а по результатам расследования СКР вполне может попытаться сформировать из борцов с коррупцией оргпреступное сообщество (ст. 210 УК).
Борцов с коррупцией записывают в оргпреступность
В деле ГУЭБиПК появились новые фигуранты и эпизоды.