С мая ГКНПЦ им. Хруничева начнет поставлять на Воронежский механический завод пересобранные двигатели для второй и третьей ступеней ракет типа «Протон-М». Причина для того, чтобы собирать заново уже готовую продукцию, крайне неприятна: все двигатели, выпущенные в 2015-2016 годах, признаны дефектными.
«Халатное отношение к своему делу на заводе позволило зайти проблеме очень далеко», – говорит генеральный директор Научно-производственного объединения «Энергомаш» (головной структуры ракетного двигателестроения в России) Игорь Арбузов. По словам руководителя НПО, бракованными следует признать «практически весь задел по второй и третьей ступеням», это 71 двигатель. Согласно уже составленному графику, пересборка займет весь 2017-й год.
«Какая-то часть неминуемо перейдет на 2018 год», – добавляет Арбузов. При этом еще раз просчитаться нельзя: любой промах может означать срыв запусков по Федеральной космической программе, проектов Минобороны или коммерческих пусков, что тоже немаловажно.
Дефекты в двигателях марки РД-0210/0211 и РД-0213/0214 связаны с нашумевшей историей о том, как на предприятии нарушали правила хранения припоя, а также использовали при пайке форсуночных головок газогенераторов припой, не предусмотренный утвержденной технологией. Привело это, в частности, к аварии ракеты «Союз-У» в декабре минувшего года и, как следствие, потере корабля «Прогресс МС-04», на котором доставлялись грузы для экипажа Международной космической станции. Расследовавшая причины аварии госкомиссия пришла к выводу, что наиболее вероятная причина случившегося – вскрытие бака третьей ступени «Союза-У» из-за того, что в насос окислителя при сборке попали посторонние частицы.
Была выявлена недостача партии одной из марок припоя, группа товарищей дружно подписала акты списания и не стала вникать, куда девался списанный припой нужной марки.
«Поразительно, что все это было ясно еще в 2015 году», – продолжает Игорь Арбузов. О намеренном «вредительстве», полагает топ-менеджер, речь не идет. Обычное раздолбайство, на которое с 2015 года закрывали глаза.
«По моему мнению, марки припоя были просто перепутаны, и я далек от мысли, что это было вредительство, сознательный злой умысел», – говорит глава НПО. Напомним, история с припоем вскрылась в январе, во время огневых испытаний двигателей 2-й и 3-й ступеней ракет-носителей «Протон-М». Итогом разразившегося скандала стала смена руководства Воронежского механического завода. Генеральный директор предприятия, Иван Коптев, был отправлен в отставку «в связи с неудовлетворительной работой и качеством выпускаемой продукции». С 1 марта предприятием руководит Игорь Мочалин, ранее работавший первым заместителем генерального директора ПАО «Пролетарский завод» в Санкт-Петербурге. Первоочередная его задача, говорит Игорь Арбузов, – «восстановить авторитет предприятия и дать уверенность в будущем его работникам». После истории с бракованными двигателями сделать это будет непросто.
Справка
Воронежский механический завод (ВМЗ) производит ракетные двигатели для ракет «Союз» и «Протон-М».
Браком не назовут
Два года никто не замечал, что на «Протоны» поставляют бракованные двигатели второй и третьей ступеней.