Следственные органы выводят из-под ответственности виновных в масштабных хищениях на строительных госконтрактах правительства Санкт-Петербурга, в которых замешаны экс-председатель главы комитета по строительству Андрей Артеев и его родной брат — коммерсант Владимир Артеев. Как заявил бывший чиновник администрации города, к этому влиятельному семейству и их сообщникам в управлении СКР северной столицы проявляют поразительную мягкость, закрывая глаза на многочисленные свидетельские показания.
В рубрику ПАСМИ “Сообщить о коррупции” поступило обращение экс-начальника юридического управления комитета по строительству Санкт-Петербурга Евгения Николаенко — фигуранта дела о хищениях бюджетных средств при реализации госконтрактов в пользу основателя группы компаний «Единые решения» Владимира Артеева — брата главы строительного комитета Андрея Артеева.
Бывший чиновник вину не признает. Он считает, что руководство Главного следственного управления СКР по Санкт-Петербургу, которое возглавляет Александр Клаус, покрывает главных участников хищений, а его сделали козлом отпущения.
Господряды по-братски
Андрей Артеев был назначен председателем Комитета по строительству Санкт-Петербурга в октябре 2012 года. Согласно показаниям свидетелей, предоставленным редакции Евгением Николаенко, на эту должность чиновник попал не случайно — его “протолкнули” в Смольный, чтобы обеспечить государственными строительными подрядами его родного брата Владимира Артеева — главу группы компаний «Единые решения».
Из показаний бывшего первого заместителя Андрея Артеева — Виталия Жданова: «Примерно в октябре 2012 года Артеев В.М. познакомил меня со своим родным братом – Артеевым А.М. При данном знакомстве я узнал, что Артеев А.М. приехал из Москвы и мне было сообщено о том, что Артеева А.М. планируют назначить на должность председателя Комитета по строительству Санкт-Петербурга. На встрече присутствовали Кирилл Поляков (учредитель компании «Единые Решения»), Владимир и Андрей Артеевы, и я. По результатам встречи мне стало понятно, что братья Артеевы, а также Поляков, приняли решение, учитывая будущее назначение Артеева А.М., заняться строительством в области государственного заказа, получить государственные контракты».
После назначения Артеева дела его брата, который ранее никак не мог пробиться в систему госзакупок, пошли в гору, в чем он сам признался следователям.
Из показаний Владимира Артеева: «Я хотел, чтобы организации группы компаний «Единые решения» занимались строительством государственных объектов. Мои организации принимали участие в конкурсах и аукционах, проводимых Комитетом по строительству, но каждый раз руководство комитета отказывало нам в заключении государственных контрактов, естественно, делая это на законных основаниях. В 2012 году на должность председателя Комитета по строительству Санкт-Петербурга был назначен мой брат Артеев Андрей Михайлович. После назначения Артеева А.М. на вышеуказанную должность я понял, что появилась возможность участвовать в конкурсах комитета и при определенных возможностях побеждать в них. … С заключением контрактов мне помог мой брат — Артеев А.М…».
Помогал чиновник родственнику-бизнесмену не бесплатно — в этом признался следователям сам глава группы компаний «Единые решения».
Из показаний Владимира Артеева: «Я отдал брату квартиру на Крестовском острове, договор аренды был оформлен на брата или на кого-то из членов его семьи, но фактически арендную плату платил я, наличными ежемесячно 500 000 рублей передавал брату. Также в пользование Артееву А.М. я отдал свой автомобиль марки «Мерседес» и давал ему и его семье на хозяйственные нужды 200-300 тыс.рублей в месяц, а более брату и не надо было».
Для организации “взаимодействия” с питерским правительством бизнесмен привел в администрацию, помимо своего брата, еще ряд подконтрольных лиц.
Из показаний Владимира Артеева: “Чтобы создать благоприятные условия для победы в конкурсах организаций группы компаний «Единые «Решения», я понял, что необходимы свои люди на ключевых должностях в Комитете по строительству… С учетом этого, я порекомендовал Артееву А.М. своих знакомых… На должность первого заместителя председателя Комитета по строительству я порекомендовал Жданова Виталия Владимировича… Второй ключевой должностью, где бы мне хотелось иметь своего человека, была должность управляющего СПБ ГКУ «ФКСР» («Фонд капитального строительства и реконструкции»), на которую я порекомендовал Молоткова Андрея Васильевича. Таким образом, я создал для себя условия, способствующие заключению с моими компаниями государственных контрактов, их подписание, их проплаты, а также проверку реальных строительных работ…”
Как сообщил редакции Евгений Николаенко, у правоохранителей есть данные о том, что братья Артеевы помогали также решать проблемы различных подрядчиков через администрацию северной столицы. Также, по данным следствия, строительный комитет незаконно, на основании подложных банковских гарантий, выплачивал “нужным” компаниям авансы по государственным контрактам.
Неучтенный ущерб
По обстоятельствам, связанным с деятельностью братьев Артеевых и их подельников, было возбуждено в общей сложности более десятка уголовных дел. При этом, как утверждает в своем обращении в ПАСМИ Евгений Николаенко, основные действующие лица отделались условными сроками или же вообще не были привлечены к уголовной ответственности.
Причина этого, по мнению бывшего чиновника, — укрывательство коррупционных и должностных преступлений сотрудниками Главных следственных управлений СКР и МВД по Петербургу при попустительстве прокуроров, которые должны были осуществлять надзор за следствием.
Они в курсе:
— прокурор Санкт-Петербурга Сергей Литвиненко
— глава ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Роман Плугин
— руководитель ГСУ СКР по Санкут-Петербургу Александр Клаус
Одним из “счастливчиков” стал руководитель фирмы «СтройГрад» Давид Махатели. Первое уголовное дело в отношении Махатели было возбуждено в августе 2014 года. Оно касалось хищения бюджетных средств при строительстве крытого спортивного катка с искусственным льдом в городе Сестрорецке. Дело вел следственный отдел УМВД по Курортному району Петербурга, но в 2015 году расследование было приостановлено.
Второе дело Махатели появилось в феврале 2017. Расследованием занималось ГСУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В рамках этого разбирательства Давид Махатели признался, что за содействие своей фирме в получении контрактов и за “слепоту” чиновников при приемке документов и работ, он заплатил Андрею Артееву через его родного брата Владимира 28 млн рублей. Причем, с повинной предприниматель явился сам — в октябре 2017 года.
В итоге, Куйбышевский районный суда Петербурга, рассмотрев дело в особом порядке, 31 мая 2018 года приговорил Махатели к трем годам условно за хищение почти 55 млн рублей при выполнении госконтракта с комитетом строительства. Однако, по сведениям экс-юриста питерской администрации, речь могла идти о куда большей сумме. Он уверяет, что данные о подложных банковских гарантиях имелись по трем госконтрактам на общую сумму 190 млн рублей, полученным ООО «СтройГрад».
Одна шестая взятки
Все остальные уголовные дела, где фигурировали братья Артеевы и их сообщники, были соединены в одно производство.
“В апреле 2016 года в Омске было возбуждено первое уголовное дело, связанное непосредственно с деятельностью Владимира Артеева и его группы компаний «Единые решения». Затем аналогичные дела параллельно возбуждались в Санкт-Петербурге и Тамбове. Позже решением руководства СКР все эти материалы были переданы для расследования в ГСУ СКР по Санкт-Петербургу. Для этого была создана следственная группа под руководством следователя Павловой Оксаны Сергеевны”, — сообщил Николаенко.
По его информации, после переезда в Санкт-Петербург соединенному уголовному делу был присвоен номер 594040. А затем, вплоть до 2020 года, к нему прибавляли все новые эпизоды. Однако, результат более чем четырехлетнего расследования оказался весьма сомнительным.
Так, бывший директор Фонда капитального строительства Андрей Молотков, уличенный во взятке в размере 17 млн рублей за совершение незаконных действий и общее покровительство ГК “Единые решения”, подконтрольных Владимиру Артееву, получил наказание в виде штрафа в 3 млн 60 тыс. рублей. Такой приговор вынес Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга, возглавляемый Валерием Тарасовым, в декабре 2019 года.
Прокуратура Санкт-Петербурга мягкий приговор в апелляционном порядке не обжаловала. Предельный срок для пересмотра судом кассационной инстанции указанного решения суда по представлению прокурора истекает в декабре 2020 года.
Выброшенные показания
Первый заместитель Андрея Артеева Виталий Жданов был арестован в начале июня 2018 года. Через полтора месяца он признал вину и попросил о заключении досудебного соглашения. Автор обращения в ПАСМИ отмечает, что по условиям этого соглашения, арестованный чиновник был обязан изобличить троих человек — самого Евгения Николаенко, своего бывшего начальника Андрея Артеева и главу отдела госзаказа в комитете строительства Викторию Абрамову.
Свою часть обязательств она выполнил. “Виталий Жданов дал подробные показания о передаче денег Андрею Артееву, а также о том, что он ежемесячно платил Абрамовой и мне по 250 тысяч рублей в месяц”, — указал Евгений Николаенко.
Они должны быть в курсе:
— генпрокурор Игорь Краснов
— председатель СКР Александр Бастрыкин
— глава МВД Владимир Колокольцев
Но, по его словам, следователи отнеслись к этим данным весьма избирательно: они пришли к выводу, что показания Жданова в отношении Андрея Артеева и Виктории Абрамовой не подтвердились, несмотря на подробно описанные способы передачи денег. А свидетельства против Николаенко питерские подчиненные Александра Бастрыкина посчитали достаточными для того, чтобы возбудить уголовное дело, несмотря на некоторые нестыковки.
“В признательных показаниях Жданов заявил, что он обеспечивал заключение договоров с ГК «Единые решения» даже после ухода из администрации. Эти задачи он якобы решал через меня. Хотя четыре госконтракта с компаниями Владимира Артеева были заключены после моего увольнения из комитета”, — подчеркнул автор обращения в ПАСМИ.
В итоге Жданов был обвинен по двум эпизодам получения взяток: одна — на сумму 1,25 млн рублей за незаконную выплату авансов компании «СтройГрад», вторая — 2 млн рублей за общее покровительство группе компаний Владимира Артеева. В июне 2020 года Смольнинский районный суд СПб осудил бывшего чиновника на 7 лет условно со штрафом в 12 млн рублей.
Следственные чудеса
Что касается экс-председателя комитета по строительству Санкт-Петербурга Андрея Артеева, то он до настоящего времени к уголовной ответственности не привлечен. 15 ноября 2019 года следователь Болотов вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
“Даже у не посвященного в проблематику человека возникает обоснованное предположение, что за вынесение этого отказного материала кому-то могли очень хорошо заплатить”, — полагает Евгений Николаенко.
Основатель группы компаний “Единые решения”, который, согласно своим и чужим показаниям, назначал чиновников в правительство Питера, распределял, кому достанутся госконтракты и передавал взятки, также пока не привлечен к ответственности.
В сентябре 2019 года Владимиру Артееву было предъявлено обвинение по ч.4 ст.291.1 “Посредничество во взяточничестве” по эпизоду с Давидом Махатели. Однако, в августе 2020 года в связи с повторным заключением Артеевым досудебного соглашения (первое исполнено не было), материалы в отношении него были выделены из дела №594040 в отдельное производство. При этом, по словам Евгения Николаенко, Владимир Артеев рассчитывает на условный срок.
Братьев Артеевых держат за братков
Бывший юрист администрации Санкт-Петербурга раскрывает махинации руководства.