Глава Южного Урала Борис Дубровский открыто поддержал начавшееся строительство горно-обогатительного комбината по разработке медно-порфировых руд в поселке Томино Челябинской области (Томинский ГОК). Проект ЗАО «Русская медная компания» (РМК) неоднократно подвергался критике протестного движения «Стоп ГОК», но был одобрен властями после экологической экспертизы. Месяц назад строительству комбината был дан официальный старт, что активизировало протесты. Эксперты и общественники разошлись во мнениях, что принесет губернатору отказ от статус-кво.
Пресс-конференция губернатора Челябинской области Бориса Дубровского длилась два часа, за это время вопрос о судьбе проекта Томинского ГОКа был задан главе региона дважды. «Все решения, какие мы приняли по изменению проекта, будут учтены. Все экспертизы РМК прошла. Строительство ГОКа я поддерживаю»,— заявил Борис Дубровский, отвечая на вопрос об экологических рисках. «Существует некий алгоритм принятия решений в цивилизованном государстве, и вся его практика компанией была пройдена. Другой вопрос, что проходило все в очень эмоциональной атмосфере. Компания ошиблась в том, что повелась на эту историю, пыталась всех убедить, что они — другие, рисков нет. Они постоянно шли навстречу: переносили сроки, соглашались с независимым экологическим решением. Все сделали, а мнение людей не изменилось. Это эмоция, которая развивается в негативном ключе. Те, кто технически может по этому поводу размышлять, кто имеет не эмоциональное, а рациональное мнение, скажут, что буря вокруг Томинского ГОКа не соответствует масштабу этого проекта»,— прокомментировал господин Дубровский. Он предложил ставить перед РМК только конструктивные задачи: создавать рабочие места, вести бизнес в законном поле, уважать местную территорию и своевременно платить налоги в казну. В качестве примера глава региона привел другое предприятие РМК — ЗАО «Карабашмедь», которое, по его мнению, исключительно позитивно влияет на развитие депрессивной территории.
Впервые о проекте, разработанном РМК, заговорили четыре года назад. Тогда же начало складываться общественное движение «Стоп ГОК», настаивающее на запрете строительства. Общественники требовали областного референдума, но не добились успеха. Региональные власти привлекли к опросу населения ВЦИОМ (73% опрошенных челябинцев высказались против строительства ГОКа) и организовали экологический аудит проекта в УГГУ (Екатеринбург). Эксперты рекомендовали проект к реализации при отказе от использования гидрометаллургии и хранения шламовых отвалов. В РМК согласились изменить проектную документацию. Градус общественного напряжения спал, однако после старта строительства Томинского ГОКа, который был дан на выставке «Иннопром-2017», общественники вновь развили активность. В частности, объявили о сборе подписей к предстоящей эмиграции до 500 тыс. южноуральцев в Беларусь (ранее «Стоп ГОК» собрал и передал в администрацию президента РФ порядка 200 тыс. подписей жителей Челябинской области, протестующих против строительства ГОКа вблизи Шершневского водохранилища).
Активисты движения «Стоп ГОК» негативно восприняли слова губернатора. Они заявили, что не отступят от борьбы за полный запрет строительства объекта, поскольку опасаются, что РМК реализует первый, более опасный проект. Очередной митинг общественники запланировали на середину сентября. Кроме того, они продолжат попытки оспорить в суде статус земельных участков в лесной местности, выделенных под промплощадку. «То, что губернатор поддерживает ГОК, не новость. После оглашения итогов экоаудита он сразу сказал, что поддерживает проект. А все остальное, что было сказано,— очень серьезное заявление. Получается, он разрешает, чтобы ЧОПовцы блокировали места проведения публичных слушаний, провокации различные устраивали, платные статьи писали? Шансы остановить стройку я оцениваю высоко, потому что губернаторов у нас меняют часто»,— утверждает активист движения «Стоп ГОК» Василий Московец.
Политолог Алексей Ширинкин считает, что заявление Бориса Дубровского практически не повлияет на его политический имидж. «Речь не идет о том, что эта история завершилась. Трудно сказать, что губернатор однозначно „за”. Как мне показалось, он оставил для себя определенный исход, если этот проект вдруг окажется чересчур неприемлемым. Но его нейтралитет уже исчез: поддержка проекта РМК очевидна. Социально-политическая ситуация при этом вряд ли изменится. Люди не выходят на улицы, по большому счету что такое 2–3 тыс. человек для города-миллионника? Хотя в масштабах политического затишья и апатии, которое наблюдается в стране, это много»,— прокомментировал господин Ширинкин.
Кроме движения «Стоп ГОК» против строительства комбината высказывались партии «Яблоко», ПАРНАС, КПРФ и штаб Навального в Челябинске. По словам зампредседателя реготделения «Яблока» Ярослава Щербакова, официальное мнение по заявлению губернатора еще не выработано, но партия не откажется от своей позиции. Координатор штаба Навального в Челябинске Алексей Табалов также сообщил „Ъ-Южный Урал”, что сторонники Алексея Навального будут и дальше выступать против строительства Томинского ГОКа, и от имени штаба вскоре будет выпущено специальное обращение к южноуральцам по этой теме. Первый секретарь обкома КПРФ, депутат заксобрания Игорь Егоров не ответил на телефонные звонки.
В РМК отметили, что «при реализации проекта разработки месторождения и строительства комбината Томинский ГОК следуют рекомендациям независимого экологического аудита проектной документации, который был проведен в 2016 году по поручению губернатора Челябинской области Бориса Дубровского».
Буря не по масштабу
Губернатор Челябинской области публично поддержал старт строительства Томинского ГОКа.