15 миллиардов рублей — так эксперты оценивают ежегодные потери бюджета от деятельности бывшего налогового инспектора Арсена Ципинова и экс-бармена Игоря Шушарева, которых СМИ называют генералами теневого рынка алкоголя. Активными игроками на этом поприще они стали еще в те времена, когда главой Росалкоголя был Игорь Чуян, а после его отставки недолго оставались не у дел. Сейчас аффилированные с бывшими решалами Чуяна компании производят свыше более 20 миллионов бутылок водки, портвейнов, вин и пивных напитков ежемесячно.
Ровно год назад премьер-министр Дмитрий Медведев подписал указ от отставке главы Росалкогольрегулирования Игоря Чуяна. Позднее Чуян стал фигурантом уголовного дела, но ответственности не понес — сбежал за рубеж. Сейчас бывший глава РАР находится в международном розыске, но продолжает получать доходы с выстроенной им империи теневого алкоголя. Как выяснила «Наша версия», не бедствуют и те, кто помогает ему получать эти доходы. Журналисты изучили неодонозначный бизнес Арсена Ципинова и Игоря Шушарева, которые участвовали в махинациях с акцизными марками в подконтрольной Чуяну компании «Статус-групп.
Бессменный интерес
Руководители «Проекта Юг» Арсен Ципинов и Игорь Шушарев познакомились в конце предыдущего десятилетия. Бывший налоговый инспектор Ципинов в то время считался куратором поставок фальсификата из Кабардино-Балкарии, а Шушарев только начал развивать бизнес после того, как изучил его тонкости у своего земляка — воронежского бизнесмена Валерия Яковлева, чья компания «Директ-холдинг» была крупнейшим посредником на рынке спирта
К моменту отставки летом прошлого года главы Росалкогольрегулирования Игоря Чуяна, которого называли серым кардиналом алкогольного рынка, Ципинов и Шушарев были активными участниками его преступных схем. Новым главой РАР был назначен Игорь Алешин, Чуян сбежал за границу, его объявили в международный розыск.
По данным источника «Нашей версии» первые три месяца после смены руководства РАР Ципин и Шушарев стали в ведомстве персонами нон-грата, но затем ситуация изменилась. Сегодня они развернулись во всю — руководимая ими структура производит порядка 20 млн бутылок контрафактного вина, водки, пивных напитков, портвейна. Из-за этого госбюджет теряет более 15 млрд рублей ежегодно, ссылается издание на анонимных участников алкогольного рынка.
В том, что с пришедший на место Чуяна новый руководитель Игорь Алешин оставил на своих местах большинство подчиненных, многие участники алкогольной отрасли видят лично его ошибку. «Входя в должность он мог полностью поменять команду и привести своих людей. Но он поступил по-другому – оставил бывших замов Чуяна на своих местах, позволив «решальщикам» в алкогольной отрасли за периметром РАРа работать напрямую со своими заместителями», — рассказал эксперт журналистам.
Как писало PASMI, на своих местах после ухода Чуяна остались замруководителя РАР Елена Афанасенко, глава Межрегионального управления РАР по ЦФО Ирина Голосная, которая в декабре 2018 года также стала замруководителя РАР; начальник отдела лицензирования Сергей Горбовский и другие.
Поэтому, как полагает «Наша версия», после небольшого затишья, связанного со сменой главы Росалкогольрегулирования, Ципинов и Шушарев вернулись на теневой алкогольный рынок. И сегодня они «присутствуют» в Северной Осети, Москве, Подмосковье, аффилированные с ними предприятия работают в Ленинградской, Тульской, Пензенской, Воронежской областях, Ставропольском крае и КБР.
Портвейные схемы
Один из вариантов работы на алкогольном рынке, который, по данным экспертов, практикуют теневики, — производство так называемого «портвейна». К знаменитому португальскому вину этот напиток никакого отношения не имеет: его готовят из этилового спирта, воды и ароматизаторов, а на этикетке указывают, что это фруктовое вино. «Это очень дешево. Это не требует исходного сырья. Это не требует уплаты акциза при производстве этилового спирта, он же левый. А себестоимость его смешная без уплаты акцизного налога. Но там нет содержания продуктов брожения, которые дают себестоимость», — рассказал один из участников рынка, отметив, что такой напиток не опасен для здоровья, но его реализация наносит экономический ущерб госбюджету, поскольку не оплачивается акциз и имеет место обман потребителя.
«Ловить «схемщиков» надо в момент производства, после того как продукция выехала, законных методов что-либо доказать не существует. Если взять фруктовые вина плюс винные напитки без этилового спирта, производящиеся в России, то выйдет очень серьезная цифра миллионов 30 дал (дал — одна из объемных основных мер в виноделии, по определению равна 10 литрам). А водки 70 миллионов дал было, для сравнения», — говорит эксперт, отмечая, что теперь такой фальсификат есть практически во всех супермаркетах эконом-класса.
Передел рынка
В своей борьбе за рынок Ципинов и Шушарев используют не только выгоды от неуплаты акциза и использования супердешевого сырья, но и вытеснение конкурентов. По сути — именно те методы, которые когда-то использовал Игорь Чуян.
К примеру, в декабре 2018 года они выдавили с рынка своего старого партнера, владельца Пензенских спиртзаводов Араика Апояна. Затем им не понравилась деятельность Брянскспиртпрома и его генерального директора Андрея Зайцева.
«Зайцев разработал следующую вполне легальную схему: сбраживать продукцию на одном предприятии, везти сброженный материал на Тольяттинский винзавод и по-честному разливать как портвейн «Кавказ». Получив приличный оборот, значимый для федеральных сетей, легальный продукт, Брянскспиртпром в декабре-январе 2018-2019 года стал активно продавать свой портвейн в сетевых магазинах по всей стране. По словам наших источников, Шушарев с Ципиновым, по-видимому, увидели в развитии Брянскспиртпрома себе конкурента», — отмечает «Наша версия».
Вскорости из-за жалобы физического лица на якобы некачественный портвейн работа тольяттинского завода по производству фруктовых вин прекращается. Активное участие в лишении лицензии принимает замглавы РАР Ирина Голосная.
«У них достаточно эффективный расходник, в том смысле, что они не берут на себя никаких расходов и обязательств, а перекладывают их на партнеров. Т.е. работает завод какой-то он несет свои расходы, если вдруг окажется, что там что-то случилось, то эта будет проблема того партнера, контрагента, который там локально располагается. Они от туда уйдут просто, снимутся и уйдут на другое предприятие, что они не однократно делали. Такая модель хищнического бизнеса – на нас никаких обязательств нет. Если что-то случилось, то вон там ребята с ними и разбирайтесь», — говорит источник в алкогольной отрасли.
При этом Ципинов и Шушарев управляют бизнесом с максимальной конспирацией. Они владеют компаниями через подставных лиц и официально не занимают в этих фирмах никаких должностей. Ципинов отвечает за производство и реализацию продукции, а Шушарев — за работу с госорганами. Многие компании генералов теневого алкогольного рынка зарегистрированы там же где и «Проект Юг» — в комплексе Москва-Сити в башне «Империя» на 31 этаже. «Список юридических лиц постоянно меняется. Отработанные компании ликвидируются, после чего найти концы весьма сложно», — говорится в журналистском расследовании.
Бывший глава Росалкогольрегулирования утек от правосудия, а контрафактное спиртное - осталось
Подчиненные Игоря Чуяна не дали умереть теневому алкогольному рынку.