В пятницу США ввели санкции против ООО «Технопромэкспорт» (входит в «Ростех»), его гендиректора Сергея Топор-Гилки, замминистра энергетики Андрея Чемезова и директора департамента Минэнерго Евгения Грабчака – с августа 2017 г. они находятся под санкциями Евросоюза, их считают причастными к поставке газовых турбин Siemens в Крым. Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) минфина США дополнило санкционный список «Силовыми машинами» Алексея Мордашова.
OFAC включило «Силовые машины» в список особых национальных структур и граждан (Specially Designated Nationals and Blocked Persons, SDN). Попадание в SDN List означает полный запрет американцам на любые сделки с компанией, объясняет партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный: к тому же на территории США будут заморожены все активы «Силовых машин». Если Евросоюз присоединится к этим санкциям США, то у компании возникнут проблемы и в Европе, говорит он.
«Решение американского минфина внести «Силовые машины» в санкционный список вызывает недоумение. Не ясны мотивы данного поступка. Разбираемся с ситуацией», – заявил «Ведомостям» представитель компании. Представитель акционера «Севергрупп» отказался от комментариев.
Компания Мордашова – одна из 10 крупнейших энергомашиностроительных компаний мира по количеству установленного оборудования. Она занимается проектированием, изготовлением и поставкой оборудования для атомных, тепловых, гидроэлектростанций, электросетевых компаний. «Силовые машины» сообщают, что работают в Северной и Восточной Европе, Латинской Америке, Африке, Китае, Индии и Вьетнаме.
«Силовые машины» и Siemens владеют компанией «Сименс технологии газовых турбин» – она продала летом 2015 г. ОАО «Технопромэкспорт» (входит в «Ростех»; находится в процессе ликвидации) четыре газовые турбины для станции в Тамани. Но турбины оказались в Крыму, где ООО «Технопромэкспорт» строит электростанции, – в Севастополе и Симферополе.
Совместное предприятие «Сименс технологии газовых турбин» не попало под санкции, но его ситуация вызывает много вопросов, комментирует партнер Herberth Smith Алексей Панич: «65% в СП – у Siemens, какое-то время предприятие может продолжать работу, но на общем собрании акционеров могут возникнуть проблемы». Для одобрения вопросов на годовом собрании в большинстве случаев требуется 50% голосов для выплаты дивидендов, выбора совета директоров и принятия отчета, объясняет Панич, но если возникнет необходимость внести изменения в устав, нужно 75% голосов. Скорее всего, либо Siemens, либо «Силовые машины» примут решение выйти из предприятия, предполагает Панич, но для этого им придется найти какую-то третью сторону, чтобы продать ей пакет.
У «Силовых машин» более половины выручки формируется за счет экспорта, поэтому компания может быть крайне чувствительна к ограничениям, говорит руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова, правда, основные рынки для «Силовых машин» – развивающиеся страны.
Портфель заказов «Силовых машин» обеспечивает полную загрузку мощностей на три года, приводил «Интерфакс» данные компании. В 2015 г. заказов было на $5,5 млрд, в 2016 г. – $6,455 млрд, в 2017 г. – $6,762 млрд. Основной стратегической целью на долгосрочную перспективу «Силовые машины» в отчете за 2016 г. называли в том числе расширение присутствия на глобальном рынке энергетического оборудования (Южная и Юго-Восточная Азия, Латинская Америка и Африка). Компания планирует довести долю экспортных поставок до 70%.
«Силовые машины», помимо прочей продукции, производят котлы-утилизаторы для тепловых станций по лицензии американской компании Nooter/Eriksen. Будет ли компания производить оборудование по этой лицензии и дальше, представитель «Силовых машин» не говорит. Скорее всего, компании Мордашова придется приостановить это производство на неопределенный срок, считает Тертычный, да и запчасти и компоненты по этой технологии «Силовые машины» получать не будут.
Чем чреваты для «Силовых машин» Мордашова американские санкции
Больше половины выручки компании приносит экспорт.