Популярная блогерша из Нижнего Новгорода Мари Говори (Мария Чистякова) рассказала, что ее ютуб-канал, на котором она уже шесть лет публикует сатирические пародийные ролики, пытаются заблокировать по политическим мотивам — от компаний, владеющих правами на музыку, которую девушка использует для своих пародий, стали массово кидать страйки на ее ролики. Мы попросили Марию поделиться своим мнением о том, почему она подверглась давлению, каким видит будущее своего творчества (и в целом юмора и сатиры) в России.
— От каких компаний приходят страйки? Можете привести примеры? Как много всего пришло таких страйков? Возможно ли их оспорить, занимаетесь ли вы этим?
— Страйки пришли от ООО «Первое музыкальное издательство», ООО «Национальное музыкальное издательство» и ООО «Юниверсал Мьюзик Паблишинг» (показывает список из порядка 30 роликов, которые заблокировали после обращения этих компаний — прим. Znak.com). Мы оспорили за эти дни каждый ролик с помощью юриста Анастасии Бураковой, которая мне pro-bono помогает. Активно общались с ООО «Первое музыкальное издательство», потому что от них больше всего было жалоб. Они не пошли ни на какие другие пути решения, кроме удаления, потом стали просто игнорировать нас. Мы проконсультировались с юристами Pen& Paper, они сказали, что даже за одну экспертизу у нас выйдет около 500 тыс. рублей, так что выиграть суд у меня просто нет возможности.
— Что будете делать, если канал закроют? Смените площадку?
— Вопрос стоит не «если» канал закроют, а когда — 1 октября. Я перезалью все на TikTok и в свой Instagram, потому что если создам канал с теми же самыми роликами и своим именем, Google автоматически заблокирует и его и запретит мне пользоваться вообще всеми своими сервисами. Поэтому да, сменю площадку. Вернусь на YouTube позже, в качестве самостоятельного артиста, буду выкладывать только собственную музыку. Буду выступать с концертами. Чего не сделаешь, когда Родина намекает, что ты должна творчески расти!
— Как вы считаете, почему страйки стали приходить именно сейчас?
— Во время первого страйка мы подумали, что у группы ABBA сменился продюсер и политика авторских прав (музыка АВВА использовалась для пародий — прим. Znak.com), ведь они выпустили новый альбом. Когда посыпались остальные, тем более найденные вручную, да еще и в дни выборов, стало очевидно, что это просто политическая цензура. На YouTube куча перезаливов — и оригинальных песен, и моих пародий на них — и это они не удалили.
Женщина из «Первого музыкального издательства», с которой мы переписывались и даже созванивались в попытках урегулировать конфликт, работает помощником судьи.
Когда нам прислали страйк от них, удалив два видео 2016 года (да-да, сейчас 2021, их пять лет не интересовало, что я, а капелла напевала переделку «Лабутенов», а перед выборами резко очень заинтересовались), мы написали: «Тетенька, уберите страйк, пожалуйста, вы же удалили видео. Мы не обижаемся, просто уберите страйк, а то как-то жестко». Она сказала «предлагайте пути решения», а через три часа добавила: «ой, и удалите еще 24 ролика заодно, а то мы вам еще страйк выпишем». А в списке чисто самые популярные и острополитические ролики. Для справки — пародии попадают под принципы добросовестного использования и отвечают правилам платформы. Ролики монетизировались в пользу правообладателей, правообладатели были в курсе их существования и имели с них копеечку. А через пять лет вдруг спохватились перед выборами. Для меня очевидно, что им указали на мой канал в интересах несменяемости власти. Меня сложно законно прижать: дело о воздействии на подсознание развалилось, потому что я не ведьма, с делом об оскорблении чувств верующих тоже какие-то проблемы (потому что я не ведьма), цензура в нашей стране запрещена, к кровавой революции я не призываю — остается указать пальцем на неугодную блогершу.
— Не опасаетесь ли вы более серьезных санкций со стороны властей?
— Нет, не опасаюсь. Навальный не бздел и мне не велел.
— Некоторые артисты предпочли эмигрировать, опасаясь уголовного преследования, не рассматривали ли вы такую возможность?
— Мне стыдно за одну мысль об эмиграции, но, конечно, я о ней думаю. Не такие, как я, должны уезжать из своей страны. Не хозяев выгоняют из дома, а воров. Я всю жизнь улучшаю пусть не политический климат, но хотя бы настроение хорошим людям. Я пыталась подарить улыбку, когда хочется только плакать.
Нельзя идти в бой с грустной песней, и всё такое. Мне совсем не хочется уезжать, но, чувствую, однажды я не выдержу, и, когда не смогу написать ни одного доброго и веселого слова, смотря в окно на Россию, я уеду, чтобы продолжать писать оттуда.
— Как вы думаете, какое будущее ждет юмор и сатиру в нашей стране? Не сталкивались ли ваши знакомые блогеры с подобными проблемами?
— Буквально сегодня обзор BadComedian на фильм «Чернобыль» заблокировали в нескольких странах, не знаю, насколько это связано. В день выборов, кажется, блокировали «Навальный-LIVE». Да и это не первый способ убить мой канал, просто все были медленные, а этот быстрый. С кем общаюсь из заметных политических блогеров — у всех проблемы. Если ты снимаешь не лайфхаки по слаймам, то тебе надо бежать быстрее всех, чтобы оставаться на месте. Снимаешь о политике — снимай прям хорошо. Спасибо, Путин, что делаешь нас лучше!
— Получали ли вы какие-то сигналы от властей по поводу своей деятельности?
— Нет, от властей никаких сигналов никогда не было. Все мои отношения с властями не имеют отношения к каналу (судимся там по одному пикету, дело уже в ЕСПЧ).
Чем не угодила YouTube Мари Говори
Нижегородская блогерша — о политической цензуре на YouTube, давлении властей, эмиграции и судьбе сатиры в РФ/