Отраслевой лидер в СНГ, петербургский ООО «Химпищеаромат» с выручкой в 1,2 миллиарда рублей вновь в центре корпоративного конфликта. Его владелец Яков Ерошевский пытался защититься от соперников, но в итоге узнал, что все акции комбината теперь принадлежат компании на Сейшельских островах, а он ей должен 50 миллионов.
Если верить документам, представленным в арбитраж (сейчас дело перешло в кассацию), в 2017 году москвич Константин Николаев приобрел за 12 миллионов рублей весь комбинат химико-пищевой ароматики вместе с прилегающими 4,5 га земли на Партизанской улице, где расположен небольшой технопарк. Затем он передал акции грузинской компании, а та — сейшельской. Именно она, «Международная коммерческая компания "Корпорация Акита"» сейчас, судя по СПАРКу, владеет 100% долей в «Химпищеаромате».
По итогам 2022 года выручка ООО «Химпищеаромат» составила 1,2 миллиарда рублей, чистая прибыль — 260 миллионов рублей. На предприятии, занимающем 4,5 га на Партизанской улице в Петербурге, работает более 150 человек, включая сотрудников научной лаборатории. Комбинат заявляет о себе как о крупнейшем в СНГ производителе пищеароматической продукции для кондитерской промышленности, напитков, мороженого, молочных продуктов, жвачки и пр.
Яков Ерошевский, который продолжает считать фабрику своей, доказывает в суде: он никому ничего не продавал, тем более за 12 миллионов. Пока это привело лишь к тому, что на него наложен штраф в 50 миллионов рублей — по условиям якобы подписанного им договора такова плата за попытку оспорить соглашение.
Внешне текст соглашения (есть в распоряжении «Фонтанки») звучит логично: москвич Николаев получает комбинат на время большой инвестиционной программы на сумму от 400 миллионов рублей до миллиарда. А через пять лет обещает вернуть половину долей прежнему владельцу. Ерошевский уверяет: никаких инвестиций как не было, так и нет, но спросить обещанное с Николаева не получится — он умер. А грузинская компания Welco и сейшельская «Акита» получали доли в комбинате уже без обязательств инвестировать и вернуть половину. Данных о наследниках Николаева, с которых можно было бы потребовать исполнить обязательства, в материалах суда не видно.
История осложняется эхом предыдущих корпоративных конфликтов на предприятии. Первый случился еще в 2006 году, когда наследница основного акционера комбината оказалась заблокированной в своем кабинете. Тогда эту историю рассматривали на «антирейдерской» комиссии под руководством вице-губернатора Михаила Осеевского, но дело закрыли, так как «конфликты завершены, и справедливость восторжествовала».
Спустя десять лет уже между новыми владельцами предприятия возник спор, переросший в уголовные дела и судебные постановления о приводе в суд на Кипре. Тогда Яков Ерошевский сумел доказать свое право распоряжаться 100% долей в «Химпищеаромате». Но, как он сейчас объясняет, чтобы обезопасить себя на будущее, перевел 99,2% бумаг на своего адвоката Дмитрий Ваховского.
«Договор о продаже ему долей за 12 миллионов рублей, которые я же ему и дал, был составлен таким образом, что я в любой момент даже без его согласия мог вернуть себе контроль над комбинатом всего за один визит к нотариусу», — вспоминает предприниматель.
И вот именно с Дмитрием Ваховским покойный москвич Николаев якобы и заключил соглашение об инвестициях в обмен на доли и землю. И тут случилось то, чего хитроумный юридический план Ерошевского, кажется, не предусмотрел: по решению суда на доли в «Химпищеаромате» был наложен арест, и совершать с ними любые сделки стало невозможно. Включая те, что можно было сделать одним походом к нотариусу.
Позже в суде появился еще один договор, по которому уже сам Яков Ерошевский должен был передать «Аките» свои 0,25% долей. В соответствии с решениями арбитража, вступившими в законную силу, в СПАРК отражен окончательный переход 100% «Химпищеаромата» к сейшельской компании.
Ваховский и Ерошевский в суде первоначально настаивали на подделке своих подписей под документами, передающими права на комбинат Николаеву. Было проведено несколько экспертиз, одни подтверждали истинность подписей, другие говорили о неопределенности выводов, но окончательным доводом стало то, что нотариус, заверивший соглашение Ваховского с Николаевым, подтвердил, что именно они, предъявив свои документы, его заключили в его присутствии. Позже Ваховский пошел на мировую с «Акитой» и согласился со всеми ее требованиями в обмен на отказ от выставления штрафных санкций.
Генеральный директор предприятия Алексей Белов, назначенный еще под контролем Якова Ерошевского, в беседе с «Фонтанкой» дистанцировался от взаимоотношений между акционерами. «Мое дело — операционное управление. Комбинат работает», — заявил он. На просьбу помочь связаться с представителями сейшельской компании он пообещал передать им вопросы корреспондента о перспективах судебных тяжб с Яковом Ерошевским и о планах по развитию предприятия.
Чем пахнут Сейшелы для Якова Ерошевского
Крупнейший отраслевой комбинат пищевой химии делят в судах.