Как передаёт корреспондент The Moscow Post в Тюменской области, разгорается серьезный скандал по поводу итогов конкурса на выбор компании на предоставление услуг санавиации для областной клинической больницы №1. Там есть, за что побороться, - сумма контракта составляет почти 140 млн рублей.
Был там и победитель - тендер выиграло петербургское АО "Национальная служба санитарной авиации" (НССА). Оно входит в контур ГК "Ростех", управляемой Сергеем Чемезовым. Структура победила в тендере со снижением цены контракта всего в 1% - за 99% от стартовой цены.
В чем же конфуз? Почему заказчик, а именно Тюменская областная клиническая больница, отказалась подписывать контракт с победителем аукциона?
Как пишет "Правда УрФО", подрядчик якобы указал недостоверные данные. Речь об отсутствии у НССА мест временного базирования вертолётов на расстоянии в 10 км от ОКБ №1 и ОКБ №2 Тюмени, и постоянного - в 30 км от Тобольска.
В результате контракт должен получить второй участник конкурсной процедуры - АО "ЮТэйр-Вертолётные услуги", зарегистрированное в Сургуте. Как нетрудно догадаться, это дочернее предприятие известной российской авиакомпании "ЮТэйр".
Однако в госкорпорации мириться с текущим положением дел не намерены. Представители АО НССА уже обратились в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на итоги конкурса. Пока что позиция ФАС по этому поводу неизвестна.
Интерес Сечина
Ранее в самом "Ростехе" заявляли, что отсутствие инфраструктуры - одна из основных проблем санавиации. Однако тут дело наверняка в другом. Ну, кто мог отказать структуре, близкой к "Ростеху" под руководством Чемезова?
На подобное в наших условиях мог пойти лишь кто-то в соответствующей "весовой категории" - как минимум, не меньшим, чем у самого Чемезова.
Таковым мог быть глава "Роснефти" Игорь Сечин. "Роснефть" активно работает в Тюменской области, и пускать на свою "поляну" такого предприимчивого управленца, как Сергей Чемезов, Игорь Иванович может и не захотеть. И тут мы возвращаемся к "ЮТэйру", который, как считается, может быть близок господину Сечину.
Еще в 2014 году холдинг "Новапорт", принадлежавший советнику президента Роснефти Роману Троценко, купил 100% тюменского аэропорта Рощино у структур, близких к проблемной авиакомпании ЮТэйр. Об этом писало издание "Знак". Тогда в "Новапорте" не стали связывать сделку с финансовым положением перевозчика, но на рынке ходили слухи, что Сечин мог попросить господина Троценко помочь "ЮТэйру".
Между тем, в самой компании происходит что-то странное и сегодня. Велика вероятность, что из нёё банально выводятся деньги по государственным контрактам. В 2020 году чистые активы авиакомпании продолжили уходить в минус, об этом писал "Регнум".
На конец 2019 года стоимость чистых активов имела отрицательную величину почти в 30 млрд рублей. При этом основными владельцами авиакомпании являются аффилированная с "Сургутнефтегазом" компания "АК-Инвест" (50,1%), Ханты-Мансийский автономный округ (38,8%) и Тюменская область (8,4%).
Учитывая, сколько налогов предприятия "Роснефти" платят в казну Тюменской области, нетрудно предположить, что отстранение НССА от контракта могло быть сделано по просьбе Сечина, тем более область - совладелец.
Что же касается мажоритарного собственника долей "АК-Инвест", даже беглый взгляд на структуру позволяет предположить: это фиктивная организация, существующая для "прогона" средств. По итогам 2020 года у структуры нет ни копейки выручки, зато есть убыток в 1,4 млрд рублей.
И прибыли компания не видала аж с 2016 года. При этом стоимость нетто-активов компании - 13 млрд. рублей, и она падает. Уставной капитал - почти 10 млрд. (!) рублей. При этом официально там трудятся всего два человека. Кто-то хорошо "пилит" деньги, а выпадающие доходы компенсирует за счет тюменского бюджета и мер поддержки российских перевозчиков?
Между тем, вспомним и о том, что в итоге основные долги "ЮТэйра" почти в 6 млрд. рублей перед "Сбербанком" выкупил банк "Россия", который считался близким у руководству "Роснефти". Поговаривают, что таким образом Игорь Сечин мог попытаться спасти владельца и гендиректора "Сургутнефтегаза" Владимира Богданова.
Если так, то у него получилось лишь отсрочить проблемы. Сегодня стоимость нетто-активов основного юрлица "ЮТэйр" - уже минус 32 млрд. рублей, убытки за 2020 год -2,1 млрд рублей. Всего за год выручка упала на 27 млрд. рублей, составив 33 млрд. рублей. Самое время подкинуть структуре госконтрактов, которых у неё уже на 4,6 млрд. (без учёта "дочек")?
Мечта Чемезова
Что же касается господина Чемезова, то давно ходят слухи: есть у него мечта - создать карманную авиакомпанию, где можно было бы испытывать новейшие поделки отечественного авиапрома. Базой для такой структуры одно время пытались представить авиакомпанию Якутия, но руководство республики не торопится исполнять мечты Сергея Викторовича.
Изначально в Якутию планировали поставлять как можно больше "Суперджетов". Однако с эксплуатацией самолётов возникли сложности. А оставшиеся "излишки" лайнеров "Аэрофлота" было решено передать в "дочку" последней, перевозчику "Россия".
Так что пока мечтам Чемезова не суждено было сбыться. А тут на тебе – целый рынок санавиации, и уже есть своя ("ростеховская", конечно) компания НССА. Да только владеет ею внезапно не один лишь "Ростех". А вместе с ним и скандальный предприниматель Иван Яценко.
Контролирующую долю в структуре "Ростех" получил еще в 2019 году. Но мистер Яценко никуда не делся. По некоторым оценкам, у него может находиться не менее 25% структуры, хотя ранее он контролировал 75%. По задумке, "Национальная служба санитарной авиации" должна была получить 200 работающих в санитарной авиации и имеющих специальное оснащение вертолетов и еще 104 вертолета "Ансат" от "Вертолеты России".
Только вот про авиационную инфраструктуру Чемезов и Ко, судя по всему, немного подзабыли, так что теперь придется разбираться в ФАС.
Идея Сердюкова
Самое смешное - что автором идеи создания единого для всей страны оператора санавиации (чего, как видим, не получилось) был бывший российский министр обороны Анатолий Сердюков. Он же - один из самых скандальных чиновников постсоветской России. И он же - ныне назначенный самим Чемезовым индустриальный директор авиационного кластера "Ростеха"!
Напомним, в прошлом Сердюкова пытались привлечь к уголовной ответственности, он был фигурантом дела о нанесении государству ущерба в 56 млн рублей. Якобы - за счет средств бюджета он мог поручить подчинённым построить автодорогу от села Краса в Астраханской области до острова Школьный, где располагалось некоммерческое партнерство "Житное", к которому он мог иметь отношение.
Не забудем и близкую к господину Сердюкову экс-чиновницу Елену Васильеву, и все связанные с ней скандалы. Только вот в итоге дело, фигурантом которого проходил Сердюков, закрыли, он оказался ни в чем не виноват. Об этом писала "Комсомольская правда".
Сейчас же он - вновь серьезный и влиятельный государственный деятель. Уж не Чемезов ли в свое время помог экс-министру обороны выйти сухим из воды?
В любом случае планы по поставке санитарных вертолётов от компании "Вертолёты России" выполнить в прогнозе до 2021 года не вышло. Проект затормозился. В 2019-2021 годах НССА должна была получить 150 санитарных вертолётов. Но даже в 2019 году вместо 50-ти получила всего восемь.
По слухам - могли возникнуть проблемы с финансированием. Якобы, кредиторы отнеслись к идее с недоверием и отказались кредитовать проект из-за высоких рисков. 150 машин предполагалось купить за 40 млрд рублей. Ну, кто даст такие деньги?
Не добавил оптимизма инвесторам и Яценко, партнер "Ростеха". Бизнесмену и вовсе пытались приписать знакомство с криминальными авторитетами. Как ранее писало издание 47news, в 90-х его причисляли к группировке "кудряшовских" - ОПГ Павла Кудряшова, которая контролировала часть бизнеса в Московском, Пушкинском и Павловском районах Петербурга. Впрочем, реальных доказательств криминального прошлого Ивана Яценко нет.
В любом случае за свою мечту Сергею Чемезову явно предстоит побороться. И если предположения и слухи правдивы, это значит, наконец-то, у него появился оппонент под стать. Ну, а мы, как говорится, будем наблюдать и информировать.
Чемезову подгадили с санавиацией в Тюмени
Как могли Сергей Чемезов и Игорь Сечин сойтись в борьбе за освоение рынка санавиации, где по госконтрактам проходят сотни миллионов рублей государственных средств.