RUCOMPROMAT

Энциклопедия библиотеки компромата

  • Категории
    • Чиновники
    • Власть
    • Интернет
    • Бизнес
    • Общество
    • Криминал
    • Обзоры
  • Лица
  • Организации
  • Места
  • Архив
  • Категории
    • Чиновники
    • Власть
    • Интернет
    • Бизнес
    • Общество
    • Криминал
    • Обзоры
  • Лица
  • Организации
  • Места
  • Архив

Через QR-коды - к избирателям

Общество
Как борьба за вакцинацию приобрела черты избирательной кампании.
06.01.2022
Оригинал этого материала
КоммерсантЪ
Главным политическим событием 2021 года должны были стать выборы в Госдуму. Однако, по мнению корреспондента “Ъ” Андрея Винокурова, предсказуемая, в общем-то, думская кампания померкла на фоне другой, для властей гораздо более сложной. Ее пик наступил после думской кампании, но конца ей пока не видно, а ее участникам приходится выверять каждый свой шаг и кропотливо договариваться с обществом. В ходе этой кампании российская политическая система вдруг показала себя не как жесткая вертикаль, а как совокупность реальных демократических институтов, которые не подчиняются какому-то единому центру принятия решений, а действуют вполне в рамках классического разделения властей.

Еще в январе 2021 года эксперты, журналисты, политтехнологи, чиновники и политики потирали руки в ожидании думских выборов как главной политической кампании последних трех лет. Но сейчас стоит признать, что прошли они если и не скучно, то как-то безэмоционально. «Единая Россия», как выразились в сентябре некоторые эксперты, просто «не налажала» и скорее технологично, чем идеологично набрала депутатских кресел на конституционное большинство. Три оппозиционные партии более или менее сохранили свои позиции, а в Госдуме появилась пятая фракция в лице «Новых людей», которые на самом деле состоят во многом из людей не очень новых и давно известных в узких кругах российской политики.

Не порадовали участники кампании и какими-то яркими идеями, захватившими сознание россиян. Согласно еженедельным опросам фонда «Общественное мнение», в список главных событий недели выборы в Думу вошли уже ближе к развязке. А вскоре после их завершения российские власти вдруг оказались втянуты в другую кампанию — гораздо более принципиальную и сложную.

Это было тем более неожиданно, что еще летом, в разгар думской кампании, казалось, что коронавирусная тема ушла на второй план: от разговоров о пандемии устали и обычные обыватели, и представители власти, а появление целых трех российских вакцин вроде бы настраивало на разговоры не о ковидном настоящем, а о постковидном будущем. И даже летний всплеск заболеваемости не заставил власти бить тревогу, а мэр Москвы Сергей Собянин как внезапно ввел систему QR-кодов для посещения кафе и ресторанов, так неожиданно ее и прикрыл.

Однако осенью COVID-19 все-таки накрыл Россию очередной волной. В конце октября президент Владимир Путин снова объявил в России нерабочие дни, а одной из главных тем публичных и непубличных обсуждений стала необходимость достижения коллективного иммунитета путем массовой вакцинации. Но самого факта наличия в стране сразу нескольких вакцин оказалось для этого недостаточно.

И вот тут-то и выяснилось, что многие привычные для российских политических кампаний инструменты в данном случае не работают. Поговаривают, что некоторые консультанты предлагали представителям власти провести кампанию по вакцинации в жестком стиле и без особой оглядки на недовольных. Но довольно быстро стало ясно, что согласие граждан проявить свою лояльность на избирательных участках автоматически не конвертируется в их готовность прийти на пункты вакцинации.

Дело, возможно, в том, что корреляция между поддержкой власти и готовностью вакцинироваться оказалась отнюдь не самой прямой.

Или же в том, что, как аккуратно намекали мне некоторые социологи и психологи, неприятие вакцинации стало способом «выпустить пар» для тех граждан, которые вроде бы и не готовы поддержать оппозицию на выборах, но чувствуют в себе некоторое недовольство сложившимся в стране положением дел и своей личной судьбой. Более того, некоторые эксперты даже обращали внимание на то, что как раз традиционно считающиеся нелояльными либералы оказались более восприимчивы к призывам вакцинироваться, чем условные консерваторы и «охранители». «Либералы, такие как я, выступают за то, чтобы набивать QR-код на руку, чтобы быть максимально свободными — ходить на концерты и в рестораны»,— описывал мне свою логику один из таких «проваксеров».

При этом сама российская система власти в вопросах прививочной кампании уже не выглядела единым монолитом, а походила на полноценную систему сдержек и противовесов, как это и описывают политологи в своих учебниках современной демократии. Возможно, как это модно говорить, «спящие институты» внезапно проснулись, почувствовав свою нужность в связи с какими-то глубинными общественными процессами.

Так, например, критики власти привыкли говорить, что нынешний Конституционный суд (КС) готов оправдать и признать конституционными любые действия российских властей. Однако его председатель Валерий Зорькин в своей программной статье, опубликованной 27 октября, фактически предостерег власть от слишком сильного нажима в борьбе с коронавирусной инфекцией, прямо заявив об опасности произвольного вторжения в конституционные права человека под предлогом угрозы терроризма или пандемии.

И эта позиция главы КС, по информации “Ъ”, оказала определенный эффект на действия правительства: ряд источников говорят, что общефедеральная система QR-кодов якобы могла быть введена постановлением Белого дома, но мнение главного защитника Конституции подвигло чиновников разработать для этого специальные законопроекты.

Между тем Госдума, которая усилиями парламентского большинства, как правило, неизменно поддерживает инициативы правительства, тоже как будто внезапно вспомнила о разделении властей. До громких публичных заявлений дело не дошло, но во внутрифракционных дискуссиях отдельные статусные единороссы, как говорят, позволили себе достаточно резкие оценки предлагаемых мер. А некоторые прямо сравнивали их с пенсионной реформой, стоившей «Единой России» серьезных потерь в электоральном рейтинге.

В этой ситуации Госдума продемонстрировала вполне институциональный подход. Законопроекты о QR-кодах были отправлены в рассылку на 30 дней для сбора отзывов от регионов. С одной стороны, это соответствует требованиям думского регламента, но с другой — если какие-то законопроекты очень нужно принять побыстрее, то регламентные нормы депутатов часто не останавливают. Так что такое решение вполне можно считать политическим. А во время этой задержки думские политики даже вышли на прямую связь с противниками вакцинации. Например, спикер Госдумы Вячеслав Володин открыл комментарии в своем Telegram-канале под постом с призывом поделиться мнением о законопроектах — и, как шутили в соцсетях, «открыл окно в бездну»: его пост собрал более 700 тыс. отзывов, преимущественно негативных.

Представители других ветвей власти тем временем тоже пытались не продавить свое мнение, а учесть интересы сомневающихся. Так, вице-премьер Татьяна Голикова предложила продлить срок действия QR-кодов для переболевших коронавирусом с полугода до года и пообещала, что получить электронный сертификат смогут и переболевшие бессимптомно, предоставив справку о наличии антител. А законопроект, предполагавший обязательное наличие сертификата у пассажиров железнодорожного и авиатранспорта, вовсе был снят с рассмотрения — как подчеркнул спикер Володин, по совместному решению Думы и правительства. До этого более тщательно подойти к проработке такой меры призывал президент Владимир Путин.

Основные политические игроки в ходе дискуссий о вакцинации и QR-кодах делали именно то, чего требует от них реальная конкурентная борьба на выборах: стремились найти баланс, который поможет, не отступая кардинально от поставленных ранее целей (и сохраняя тем самым ядро своих сторонников), привлечь еще и неопределившийся электорат. И для этого власти не побоялись пойти на уступки оппонентам или, по крайней мере, услышать и пообещать учесть их запросы.

В политической философии нет однозначного ответа, как именно надлежит действовать политику: исходить из того, что считает правильным он сам, или же из того, что считает правильным общество. Но современные политические системы, вероятно, как раз и должны помогать искать баланс между двумя этими позициями. И наша система — во всяком случае, по одному отдельно взятому вопросу,— похоже, оказалась на это способна.
Предыдущая статья
Следующая статья
---
Россия
28.01.2026
Российские топ-менеджеры предпочитают западный автопром
Замгендиректора "Вертолеты России" Вадим Лигай купил Bentley в обход санкций через завод по производству клея.
28.01.2026
Проворовавшийся тюремщик вместо срока отсидится на СВО
Бывший глава управления цифровой трансформации ФСИН Алексей Тимченко признал вину и подписал контракт с Минобороны.
27.01.2026
Сергею Шишкареву вернут его процент
Скользкому бизнесмену не удалось подзаработать на продаже Росатомом своей доли в ГК "Дело" Трансмашхолдингу.
26.01.2026
Олегу Дерипаске надели мешок на голову
Скандальный олигарх начал зачищать медийное пространство от своих антивоенных высказываний по просьбе прокуратуры и администрации президента РФ.
26.01.2026
В Кремле списали Рамзана Кадырова
Тяжелая болезнь главы Чечни поставила сложный вопрос о престолонаследии в этой республике.
26.01.2026
Дмитрий Каменщик ищет от мертвого осла уши
Бывший совладелец аэропорта "Домодедово" намерен в Верховном суде опротестовать его экспроприацию.
26.01.2026
Сергей Ромодановский присел на 19 лет
Сын бывшего главы Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского получил срок по резонансному делу компании Merlion и ее криминального руководства.
23.01.2026
Умар Кремлев отмоет деньги в пестицидах
Скандальный российский бизнесмен пропустит миллиарды через производственный кластер в Серпухове.
22.01.2026
Росимущество вырастило ОПГ на ЧЭМК
После национализации на Челябинском электрометаллургическом комбинате возникла ОПГ, ворующая на госконтрактах.
22.01.2026
Сергей Разживин боролся за межнациональный мир через откаты
В лапы российской Фемиды попал начальник управления Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН).
22.01.2026
Оборотня в мантии лишили малой толики нечестно заработанного
У коррумпированной бывшей главы Ростовского областного суда Елены Золотаревой в казну изъяли деньги, золото, машины и недвижимость лишь на несколько десятков миллионов рублей.
21.01.2026
В РФ придумали распил на микроэлектронике
До 2030 года в недрах создаваемой Объединенной микроэлектронной компании планируется освоить до 1 триллиона рублей.
21.01.2026
Telegram в России доживает последний год
Высокопоставленные лица заявили о постепенном отключении мессенджера в стране.
20.01.2026
У Ротенбергов не хватило денег на "Домодедово"
Первая попытка государства продать "нужным людям" конфискованный аэропорт за 130 миллиардов рублей завершилась неудачей.
20.01.2026
Сергей Милейко отсидел срок быстрее, чем его получил
Бывший замглавы Росгвардии отсидел в СИЗО 5 лет, что позолило "погасить" совокупный срок за два приговора по фактам мошенничества в 7 лет.
20.01.2026
Депутатов Госдумы взяли за вымя
Генпрокуратура требует изъять имущество у двух "народных избранников" - Андрея Дорошенко и Анатолия Вороновского.
19.01.2026
Владимир Путин не вынырнул из проруби
Кремль не смог предоставить фотографий крещенских купаний российского диктатора.
19.01.2026
Игорь Сечин, Алексей Миллер и Сергей Чемезов не знают, куда закинуть деньги
Российские госменеджеры и чиновники держат на своих счетах в российских банках десятки миллиардов рублей.
18.01.2026
Александр Козлов и Дмитрий Патрушев утонули в мусоре
Правительство и Минприроды РФ сорвали все сроки и показатели "мусорной реформы", превратив ее в полигон "быстрого расхищения".
16.01.2026
Братьям Магомедовым запретили мечтать о Кипре
Структурам криминальных братьев-олигархов запретили требовать 170 миллионов долларов от Сбербанка в кипрских судах.
О проекте (контакты) | Лица | Места | Организации


RuCompromat.Com ® 16+