Объемы заявленного долга АО «Корпорация развития» (КР) перед кредиторами продолжают расти, достигнув на сегодняшний день порядка 3 миллиардов рублей. Из них в деле о банкротстве, инициированном по иску компаний, вероятно, связанных со скандально известным бизнесменом Александром Забарским, с недавнего времени фигурирует сумма порядка 2,6 миллиарда. По оценкам собеседников агентства, знакомых с обстоятельствами дела и текущей ситуацией в КР, колоссальная задолженность «вряд ли может быть погашена за счет собственных активов». Инсайдеры указывают, что КР, практически полностью потерявшая портфель проектов, управленческо-технический персонал и даже офис в центре Москвы, «находится при смерти». И хотя на данный момент процесс банкротства «Корпорации развития» приостановлен ввиду необходимости экспертных оценок ранее заключенных договоров, аналитики предполагают, что числиться в списке действующих обществ КР остается совсем недолго. Выплата же долгов в случае ухода госкомпании с рынка, не исключено, ляжет на плечи акционеров – регионов Большой Тюмени, а в качестве бенефициаров финансового краха КР, по всей видимости, готовы выступить Александр Забарский и его «близкий товарищ Сергей Новицкий», ранее занимавший пост и.о. гендиректора госкомпании.
АО «Чешский экспортный банк» официально вошел в состав кредиторов АО «Корпорация развития». Сегодня объем долгов общества, как следует из материалов судебных разбирательств, продолжает расти и достиг суммы около 3 млрд рублей. Помимо иностранного агента и ООО «Бруно Финанс», в списке состоит и тюменское ООО «Корпорация Северо-Запад» (ранее – «Экспател Северо-Запад»). Финансовая организация, выступавшая в качестве кредитора при строительстве ТЭС «Полярная» в ЯНАО, намерена через процедуру банкротства взыскать с госкомпании более 520 млн рублей.
В конце августа «Чешский экспортный банк» уже обращался в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением, однако инстанция тогда оставила его без движения, сославшись на допущенные при подаче документов ошибки. После того, как недочеты были устранены, заявление финучреждения о вступлении в дело о банкротстве и включении его в реестр кредиторов было принято в производство.
Напомним, ранее право требования от «Корпорации развития» и ее дочернего ООО «УралСтройТехнологии» порядка 2 млрд рублей по договору цессии со скандально известным «Мостостроем-12» (учрежден СП «Фоника», подконтрольным бизнесмену Александру Забарскому и его компаньону Сергею Полевикову) получили тюменская компания «Корпорация Северо-Запад», а также «Бруно Финанс». Миллиардная задолженность КР перед «Мостостроем-12» сформирована, по мнению заявителей, в период строительства моста через Надым на территории ЯНАО, и в дальнейшем подтверждена различными инстанциями.
Стоит отметить, что ООО «Корпорация Северо-Запад» (руководит предприятием Сергей Ромазанов), ранее носившая название «Экспател Северо-Запад», может быть связана с крупным игроком на рынке телекоммуникаций – ООО «Экспател» Игоря Юзефовича. Летом прошлого года эта фирма проявляла заметный интерес к другому активу Забарского – банкротному ныне ООО «Тюменьстальмост», о чем подробно сообщала «Правда УрФО».
В текущий момент процедура признания КР финансово несостоятельной приостановлена по решению суда до рассмотрения обособленных споров в рамках дела о банкротстве, а именно – о признании соглашения об отступном от 28 октября 2016 года, заключенного между ООО «Мостострой-12» и кредитором, и договора об уступке прав требования (цессии) от 22 февраля 2017 года, заключенного между ООО «Мостострой-12» и ООО «Экспател Северо-Запад», недействительными сделками.
В ходе разбирательств, в частности, установлено, что уступка прав требования 2 млрд рублей передана тюменской фирме всего за 162 млн. Инициаторы оспаривания сделок высказывали предположения, что договоры преследовали цели нанесения вреда кредиторам самого «Мостостроя-12» и вывода наиболее ликвидных активов.
«По сути, как мы понимаем, Забарский и является основным кредитором, пусть и выступающим опосредованно. Сейчас его задача – поскорее добиться банкротства и посадить своего конкурсного управляющего. Им, с некоторой долей вероятности, и станет Новицкий, пока, после увольнения из корпорации, как говорят, ведущий малозаметную жизнь председателя столичного ТСЖ «Курсовой». Естественно, он будет действовать в интересах Забарского, как делал и ранее, в ранге руководителя КР. Конечно, вряд ли сама КР сейчас обладает активами для оплаты двух с лишним миллиардов», – говорит осведомленный источник издания.
При этом ряд финансовоемких активов госкорпорация потеряла, по словам собеседника агентства, именно во время работы в ней Новицкого. В частности, была передана другим структурам документация по так и не реализованному КР проекту «Северного широтного хода» и мосту через Надым.
«В первом случае проектная документация, изыскательные работы оцениваются приблизительно в 5 миллиардов, во втором – около 600 миллионов. Судите сами, какие деньги потеряны, и на кого тут работал Новицкий. Уж не знаю, каким образом за проектную документацию рассчитались и с кем, но на счетах компании эти деньги не появлялись», – добавляет инсайдер из числа экс-топ-менеджеров госактива.
Рассуждая о возможной роли Александра Забарского в крахе корпорации, инициированном, вероятно, не без помощи бывшего и.о. гендиректора, собеседник издания предполагает, что бизнесмен рассчитывает поправить свое, по всей видимости, пошатнувшееся финансовое положение. Именно Забарского называют главным интересантом банкротства госкомпании. При этом, не исключено, бремя долгов может лечь и на плечи акционеров, среди которых – ХМАО-Югра, Тюменская область и ЯНАО.
«При внимательном мониторинге рынка становится понятно, что целый ряд компаний, подконтрольных Забарскому, сейчас находятся в стадии ликвидации. Это и «Мостострой-12», и СП «Фоника», и «Тюменьстальмост», и «Строительное управление-1». Вряд ли Забарский на самом деле рассчитывает на получение двух миллиардов, но на немалую часть этих денег – вполне. При этом расплачиваться, возможно, придется и регионам. У самой корпорации таких средств нет. Даже офис в Москве отобрали. Практически весь персонал ушел, оставшихся пока распихали по «дочкам», которые сами на ладан дышат. Не уверен даже, что нынешний директор Сергей Черняев еще числится там руководителем», – говорит знакомый с положением дел собеседник «Правды УрФО».
Другие источники издания, ранее входившие в управленческий аппарат КР, вспоминают историю взаимоотношений Забарского и Новицкого, которая может свидетельствовать о подоплеке действий бизнесмена.
«Новицкий и Забарский сблизились на теме строительства, так как первый отвечал за эти проекты в КР. Установились очень близкие и дружеские отношения. При этом предыдущее руководство корпорации имело к Забарскому много вопросов. Это, по их мнению, и завышение расценок за выполненные работы, и старые трубы, которые выдавались за новые, и песок, который, судя по цене, был привезен на строительство Надымского моста из Сахары, и многое другое на общую сумму около 2 миллиардов. Руководство КР вскрыло все это и подало в суд на «Мостострой-12», приложив экспертизу. Новицкий имел доступ к внутренним документам и, общаясь с юристами компании, обладал всей внутренней информацией, которой, вероятно, не без личной заинтересованности мог делиться с Забарским. Фактически он работал в КР, а по сути – мог на «Мостострой-12» и лично Забарского, который, по всей видимости, предложил ему определенное вознаграждение, если тот сможет помочь ему выиграть суды и получить с КР деньги», – рассуждает экс-менеджер госкомпании.
Последним условно «живым» проектом «Корпорации развития» источники издания называют строящуюся по договору с «Транснефтью» инфраструктуру в Коротчаево, отдаленном микрорайоне Нового Уренгоя. Однако и на данной площадке возникли серьезные проблемы, о чем подробно писала «Правда УрФО».
«Новицкий там сорвал все сроки, которые только можно было сорвать. При этом о себе самом он, вероятно, не забывал. Так, изначально жизненно важные объекты, к примеру, канализационно-очистные сооружения, строила компания из Челябинска за 400 миллионов. Однако потом ее попросили со стройплощадки, свалив ответственность за срывы темпов. Пришел другой подрядчик, по всей видимости, близкий к Новицкому, и стал делать то же самое, но уже за 600. Деньги направили на эту стройку, а поселок в итоге не получил обещанный полигон ТКО. На него уже не хватило», – поделился с изданием участник «строительного бума в Новом Уренгое».
«Правда УрФО» со своей стороны адресовала запрос на имя гендиректора АО «Корпорация развития» Сергея Черняева с просьбой пояснить позицию госкомпании по текущим судебным процессам, в том числе и связанным с требованиями ООО «Бруно Финанс» и ООО «Корпорация Северо-Запад», а также исполнению контракта с «Транснефтью». Кроме того, руководителю был адресован вопрос и о количестве сотрудников в штате АО «КР» на сегодняшний день. Однако в течение установленного федеральным законом «О СМИ» времени (рабочая неделя) ответа от управленца не последовало. Телефоны госкомпании на звонки также не отвечали.
В свою очередь представители ООО «Корпорация Северо-Запад», выступающего в суде в качестве истца по договору цессии с «Мостостроем-12», узнав о предмете интереса агентства, пообещали «сформулировать свою позицию позднее».
Чешский экспортный банк стал кредитором АО «Корпорация развития»
Собственных активов для погашения задолженности у госкомпании практически нет.